11.10.2006

Начались приемо-сдаточные испытания РТПА ПАНТЕРА

На вооружение УПАСР ВМФ принимается современный мобильный авто-авиатранспортабельный комплекс рабочего телеуправляемого необитаемого подводного аппарата. Начались приемо-сдаточные испытания.

В начале августа 2005 года на Камчатке на глубине 190 метров потерпел аварию глубоководный обитаемый подводный аппарат АС-28 «Приз» с экипажем на борту. Благодаря участию в спасательной операции британского телеуправляемого подводного аппарата «Скорпио» экипаж был спасен, судно поднято на поверхность. После этой операции министром обороны РФ С. Ивановым было принято решение об оснащении поисково-спасательных сил ВМФ мобильным авиатранспортабельным комплексом на базе рабочего телеуправляемого подводного аппарата (РТПА). Командованием МО и ВМФ были сформулированы задачи, которые должен решать комплекс и технические требования к нему.

Спустя год, 25 сентября 2006 года первый в России мобильный авто-авиатранспортабельный комплекс на базе РТПА «Пантера Плюс», поставляемый компанией «ТЕТИС ПРО», был представлен руководству ВМФ для проведения приемо-сдаточных испытаний. На демонстрации комплекса РТПА «Пантера Плюс» присутствовали члены комиссии под руководством начальника УПАСР ВМФ контр-адмирала В.В. Воробьева. В состав комиссии вошли командир 328 ЭАСО ВМФ Героя России А.Н. Звягинцева, в подразделении которого комплекс будет базироваться и эксплуатироваться, представитель военной приемки МО РФ, который осуществлял контроль качества РТПА на соответствие требованиям ВМФ, представители Министерства Обороны РФ.
Мобильный авто- авиатранспортабельный комплекс РТПА «Пантера Плюс» создавался с использованием передовых отечественных и зарубежных технологий, как одно из звеньев системы технических средств, и предназначен для проведения допоиска и обследования аварийных и затонувших объектов, выполнения широкого спектра подводно-технических работ, как самостоятельно, так и совместно с водолазами и (или) обитаемыми подводными аппаратами на глубинах до 1000м.
Первым звеном этой системы стал разработанный и поставленный в 2005 году ВМФ компанией «ТЕТИС ПРО» мобильный поисково-обследовательский комплекс «Кальмар»Комплекс «Кальмар» обеспечивает поиск и обследование аварийных и затонувших объектов лежащих на грунте на глубинах до 600 метров. После того как объект обнаружен, непосредственное выполнение подводно-технических работ на объекте производится подводными аппаратами рабочего класса (РТПА).
Основным отличием комплекса РТПА «Пантера Плюс» от стоящих на вооружении УПАРС ВМФ РТПА «Веном», является возможность его быстрой доставки к месту выполнения аварийно-спасательных работ УПАСР ВМФ в зонах ответственности флотов как автомобильным, так и авиационным транспортом.

Комплекс РТПА «Пантера Плюс», размещается на автошасси с прицепом и может перевозиться самолетами военно-транспортной авиации ИЛ-76 или Ан-124.

Пятилетний опыт использования и обслуживания подводных аппаратов позволил специалистам ООО «ТЕТИС ПРО» сформулировать особые требования к РТПА «Пантера Плюс». На основании этих требований были внесены существенные изменения в базовый состав и конструкцию РТПА «Пантера Плюс». Примененные технические решения направлены на повышение функциональных возможностей РТПА, улучшение условий его эксплуатации, технического обслуживания, хранения, транспортировки и мобилизации на месте работ. Большая часть оборудования, в том числе контейнер управления, рабочий контейнер с автономным источником электропитания и элементы системы отображения информации полностью спроектированы и изготовлены компанией «ТЕТИС ПРО». Финальная сборка, отладка и испытания комплекса РТПА полностью проводились на производственной базе «ТЕТИС ПРО».

Все это стало возможным благодаря большому опыту, накопленному специалистами «ТЕТИС ПРО» в ходе ежегодно проводимых работ по авторскому надзору за телеуправляемыми аппаратами различных классов, стоящих на вооружении ВМФ, привлечению к разработке и изготовлению комплекса команды высококлассных отечественных специалистов.

В состав комплекса входит:

• Рабочий телеуправляемый подводный аппарат «Пантера Плюс» в комплекте с контейнером управления и спускоподъемным устройством;
• Рабочий контейнер с автономным источником электропитания, мастерской и доп. оборудованием;
• Автошасси с прицепом;
• Кран автомобильный;
• Грузопассажирские автомобили ГАЗель для перевозки экипажа.

Основные изменения в конструкции и комплектации комплекса:
• в состав комплекса включена навигационная гидроакустическая система, которая обеспечивает взаимное позиционирование судна и РТПА в относительных и абсолютных координатах (выносные гирокомпасы и приемо-передатчики системы DGPS),
• автономный маяк ответчик системы выполняет функцию аварийного гидроакустического сигнализатора для определения места РТПА в аварийных случаях;
• доработано устройство глубоководного погружения (вертикальный кабелеукладчик, камера наблюдения за входом ТНПА в гараж и светильник освещения гаража).
• доработано грузоподъемное устройство, обеспечивающее работу во всех климатических зонах (установлены теплообменник, гидравлический затвор УГП, прожекторы для освещения рабочей зоны);
• разработан и установлен цифровой блок отображения и регистрации данных, поступающих со всех информационных каналов комплекса на базе отечественного программного обеспечения.

Кроме этого, компанией «ТЕТИС ПРО» разработаны и полностью оборудованы два специальных контейнера – управления (КУ) и технического обслуживания (КТО) РТПА.

Одним из основных направлений проектирования было выполнение требования по авто- авиатранспортировке комплекса к месту проведения поисково-спасательных или подводно-технических работ. Данное требование накладывало жесткие ограничения по массогабаритным характеристикам составных частей комплекса и создавало определенные трудности в эргономичном размещении аппаратуры внутри контейнеров комплекса.

Для выполнения этого требования и решения конструкторских задач по эргономичному размещению аппаратуры комплекса в мобильных контейнерах был проведен этап макетного проектирования и создан макет контейнера управления в натуральную величину, где проверялась оптимальность размещения пультов управления и аппаратуры комплекса.
В малых габаритах контейнера управления удалось разместить все необходимое оборудование и элементы управления для РТПА. По функциональным возможностям и объёму решаемых задач оборудованием контейнер сравним с РТПА «Веном», но имеет вдвое меньшие размеры. Контейнер оборудован полнофункциональными рабочими местами оператора и техника, а также местом для размещения руководителя спусков.

В конструкции контейнера управления были применены следующие новые инженерные решения:
• интегрированная консоль управления и отображения,
• распашные ворота для доступа к коммутационной панели консоли,
• блок бесперебойного питания для элементов стойки,
• коммутация изображений на любой монитор,
• вывод любых данных на внешний монитор,
• аналоговая и цифровая запись данных.

Все элементы раскреплены с учётом возможности авиатранспортировки и воздействия вибрации.

В стандартный комплект ЗИП комплекса входит оптимальный набор инструментов и контрольно-измерительных приборов для технического обслуживания РТПА.

С наружной части контейнера, в технологическом отсеке, располагаются необходимые кабели и разъёмы для подключения внешнего оборудования и подачи электропитания, в том числе кабель связи и кабель выносного монитора длиной 100 метров. На контейнере устанавливается антенна DGPS для обеспечения привязки к абсолютным координатам при работах под водой.

Резервное электропитание контейнера управления, грузоподъемного устройства и РТПА осуществляется от контейнера технического обслуживания, в котором размещается дизель-генератор и механическая мастерская.

Таким образом, объединив опыт производства британской компании «СиАй Марин» и эксплуатации ТПА Военно-Морским флотом, специалисты компании «ТЕТИС ПРО» создали новый уникальный мобильный комплекс на базе РТПА «Пантера Плюс», в котором сочетаются:
• Расширенные функциональные возможности за счет применения новый технических и конструкторских решений
• Упрощение и оптимизация процесса хранения, транспортировки, развертывания, применения и технического обслуживания
• Увеличение надежности за счет дублирования всех систем и установки системы резервного питания.

Специалисты ВМФ отметили высокое качество изготовления всех узлов комплекса, творческий подход и высокий профессионализм сотрудников ООО «ТЕТИС ПРО», принимавших участие в разработке и производстве комплекса. В ходе рабочего совещания была утверждена программа государственных испытаний комплекса и ввода его в эксплуатацию.



К списку новостей...