Многофункциональный модульный катер проекта 23370 успешно завершил спасательную операцию на Неве
5 декабря 2013 года многофункциональный модульный катер СМК 2093 проекта 23370 принял участие в спасательной операции по подъему со дна Невы затонувшего автомобиля. 17 ноября 2013 года автомобиль с водителем упал с Володарского моста в г. Санкт-Петербурге и в течение 18 дней находился на дне реки на глубине 13 метров.
Первая спасательная операция началась сразу после сообщения очевидцев о падении автомобиля в Неву. Силами подразделений МЧС Санкт-Петербурга были проведены мероприятия по поиску затонувшего автомобиля, которые подтвердили информацию очевидцев.
Легковой автомобиль был обнаружен на глубине 13 метров на дне реки в нескольких метрах ниже Володарского моста.
К сожалению, по причине очень высокой скорости течения на данном участке реки Невы спасателям МЧС не удалось провести операцию по подъему автомобиля.
По просьбе Губернатора г. Санкт-Петербурга Главным командованием ВМФ было принято решение о выделении для проведения работ группы водолазов Ленинградской военно-морской базы и нового специализированного многофункционального катера поисково-спасательного обеспечения СМК 2093 пр. 23370 из состава 501 Аварийно-спасательного отряда ЛенВМБ. Катер спроектирован и построен в 2013 году ОАО «КАМПО», входящим в Группу компаний «Тетис».
Решением командования ВМФ к операции были привлечены водолазы 328 экспедиционного аварийно-спасательного отряда (328 ЭАСО) ВМФ, являющегося на сегодняшний день одним из наиболее профессионально подготовленных и технически оснащенных водолазных подразделений в РФ. Отряд имеет большой опыт проведения нестандартных спасательных операций на акваториях. Именно водолазы 328 отряда в 2000 году были задействованы в глубоководных водолазных работах на подводной лодке «КУРСК».
4 декабря 2013 года многофункциональный катер Военно-Морского флота СМК 2093 проекта 23370, совершил переход из пункта базирования (г. Ломоносов) в район аварии – к Володарскому мосту в юго-восточной части Санкт-Петербурга. Для обеспечения прохода катера по акватории города были разведены 6 мостов, несмотря на то, что навигация 2013 года по реке Нева уже завершена.
В 7-45 утра катер с командой и водолазами 501 Аварийно-спасательного отряда ЛенВМБ на борту прибыл к месту проведения работ.
В 9-00 утра на катер прибыли специалисты МЧС и водолазы 328 отряда Военно-Морского Флота.
В 9-30 было проведено совещание представителей ВМФ, МЧС и завода-строителя катера (ОАО «КАМПО»), на котором были уточнены организационные и технические моменты предстоящей операции.
В 11-00 при помощи штатных швартовных устройств катер был установлен под пролетом Володарского моста в нескольких метрах выше по течению от предполагаемого места нахождения затонувшего автомобиля.
В 11-30 специалисты ПСС СПб приступили к обследованию дна в районе аварии на малом катере при помощи гидролокатора.
Несмотря на то, что ранее, в ноябре, автомобиль был обнаружен, повторный поиск автомобиля продолжался более 4 часов.
В 17-10 объект удалось обнаружить с помощью штатного поискового средства катера СМК 2093 - гидролокатора бокового обзора (ГБО) EdgeTech - 4125 и идентифицировать по государственному регистрационному номеру при помощи подводной видеокамеры при водолазном осмотре машины. Началась подготовка к подъему.
В 20-00 водолаз в водолазной беседке спустился к объекту для крепления стропов, опущенных с подъемного крана катера.
В 21-20 приступили к подъему автомобиля при помощи штатного крана-манипулятора, расположенного на катере. На поднятый к поверхности воды автомобиль специалистами ПСС СПб были заведены дополнительные концы для подъема автомобиля из воды и размещения его на катере.
В 22-10 автомобиль с находящимся в нем телом водителя были опущены на палубу катера для последующего транспортирования в Санкт-Петербургский речной порт, где будут проведены необходимые следственные действия.
Общее время операции составило 15 часов.
Несмотря на сложнейшие гидрометеорологические условия (снежные заряды, ледяная шуга на поверхности воды), тяжелые гидродинамические условия и плохую видимость под водой (скорость течения 2,5 м/с, видимость под водой 30 см), операция прошла согласно ранее утвержденному плану и без каких-либо нештатных ситуаций.
Ранее, для проведения указанных работ, потребовалась бы целая группа судов обеспечения (водолазный катер, плавкран и пр.). В ходе настоящей операции многофункциональный модульный катер СМК 3093 проекта 23370 полностью подтвердил заданные тактико-технические требования ВМФ и самостоятельно обеспечил как сами работы, так и пребывание на борту задействованного личного состава. Все технические средства катера работали без замечаний.
Следует отметить высокий профессионализм привлеченных специалистов и высокий уровень взаимодействия ведомств, подразделения которых участвовали в операции.
О технических возможностях многофункционального модульного катера проекта 23370
Многофункциональный модульный катер пр. 23370 строится по контракту с ВМФ в двух модификациях – «Катер обеспечения подводно-технических работ» и «Катер аварийно-спасательных групп». Катер, который был привлечен для операции по подъему затонувшего автомобиля в Санкт-Петербурге, имеет исполнение «Катер обеспечения подводно-технических работ» и носит название СМК 2093.
В отличие от традиционных водолазных судов и катеров катер 2093 является многофункциональным и способен одновременно выполнять функции сразу нескольких судов различного назначения.
Универсальность катера при уникальном сочетании технических характеристик делает его незаменимым средством для проведения спасательных операций на воде.
На 100 м2 свободной площади палубы может разместиться не только специализированное оборудование в контейнерной компоновке, но также дополнительное технологическое оборудование и даже поднятые со дна затонувшие объекты.
Для проведения грузовых операций, в том числе для подъема объектов из воды катер оснащен гидравлическим краном-манипулятором грузоподъемностью от 1,2 т на вылете стрелы 10 м до 5 т на вылете стрелы 2,5 м.
Для осуществления подводного поиска катер оснащен поисковым комплексом «Кальмар», в состав которого входит гидролокатор бокового обзора (ГБО) EdgeTech – 4125.
Все это позволило провести операцию по подъему автомобиля в районе Володарского моста без привлечения дополнительных грузоподъемных устройств, плавсредств и поискового оборудования.
На палубе катера СМК 2093 размещен контейнерный водолазный комплекс производства ОАО «Тетис Про», который обеспечивает проведение водолазных работ на глубине до 45 метров, а также мероприятия по лечебной рекомпрессии водолазов. При необходимости в барокамере комплекса могут быть проведены мероприятия по обогреву водолазов (либо поднятых с воды пострадавших) после длительного пребывания в холодной воде, что, кстати, и было сделано в описанной операции по подъему автомашины после выхода водолазов из воды.
В данной операции не потребовались, но, при необходимости, могли бы быть применены следующие имеющиеся на борту технические средства:
• Стационарный тепловизор, предназначенный для обнаружения объектов, плавающих на поверхности воды, который может работать при любой степени освещенности акватории;
• Грунторазмочный эжектор, установленный на катере, который позволяет при необходимости размывать туннели под объектом для проводки элементов грузоподъемных устройств;
• Перемещаемый гидравлический водоотливной насос Hydra производительностью 500 м3/час для откачки воды из затопленных отсеков аварийных судов и поддержания их на плаву;
• Пожарные стволы и 200 метров рукавных линий для подачи воды на аварийный надводный объект, либо объект, находящийся на берегу вблизи уреза воды;
• Аварийно-спасательное оборудование, размещенное в 10-футовом контейнере для проведения аварийно-спасательных операций, с возможностью его переноса на аварийный объект, в состав которого входят:
- ручной гидравлический инструмент,
- водоотливной насос производительностью 100 м3/час,
- компрессор,
- сварочный аппарат,
- гидравлическая станция для обеспечения работы гидроинструмента.
Таким образом, имеющийся на катере комплекс технических средств обеспечивает катеру универсальность применения и коренным образом отличает его от судов схожих размерений.