05.06.2012

Водолазный флот России - вперед!

Одним из активно развивающихся направлений в российском судостроении на сегодня является строительство вспомогательного флота, в частности, проектирование и создание судов для обеспечения водолазных и подводно-технических работ. 2009-2012 годы для водолазного и аварийно-спасательного судостроения стали поистине революционными – только спустя почти 30 лет водолазные и спасательные службы военного и гражданского флотов стали пополняться современными судами и катерами, оснащенными по последнему слову техники.

Так, в 2010 году на заводе «Нижегородский теплоход» были построены и спущены на воду 4 рейдовых водолазных катера; на «Ярославском судостроительном заводе» – морское водолазное судно проекта SDS08 с первым в России судовым водолазным комплексом для проведения водолазных работ на глубинах до 100 метров; на «Невском судостроительно-судоремонтном заводе» – многофункциональное аварийно-спасательное судно проекта MPSV07 с мобильным водолазным комплексом для работ на глубинах до 60 метров.

Сегодня рассказ пойдет о водолазном судне проекта SDS08, которое породило целую серию судов для аварийноспасательного флота.

Судно проекта SDS08 с водолазным комплексом

Головное морское водолазное судно проекта SDS08 «Стольный град Ярославль» было заложено 28 августа 2009 года на Ярославском судостроительном заводе, а уже 12 августа 2010 года спущено на воду, то есть построено менее чем за год, благодаря мастерству судостроителей.

Главной и на сегодняшний день уникальной его составляющей является судовой водолазный комплекс (СВК) для обеспечения подводных работ на глубинах до 100 метров.
Проект судна был разработан ЗАО «Морское инженерное бюро-дизайн СПБ», а разработку, поставку, монтаж и ввод в эксплуатацию водолазного комплекса осуществила компания «Тетис Про».
«Стольный град Ярославль» предназначен для участия в спасательных, судоподъемных и гидротехнических работах при волнении моря до 3 баллов. Это судно оснащено самым передовым оборудованием необходимым для проведения водолазных спусков и подводных работ на глубинах 60 и 100 метров в шланговом снаряжении с применением воздуха и дыхательных газовых смесей (ДГС).

В состав СВК входят самые современные системы и оборудование:
  • двухотсечная поточнодекомпрессионная барокамера;
  • водолазный полуколокол с СПУ;
  • баллоны со сжатыми газами (воздуха, гелия и кислорода);
  • компрессоры высокого давления;
  • интегрированный пульт управления;
  • система подачи и распределения газов;
  • средства обеспечения спусков;
  • средства выполнения ПТР.
Водолазные спуски могут проводиться во всех типах водолазного снаряжения – легководолазном, вентилируемом. Для обеспечения подводных работ на больших глубинах используется водообогреваемое снаряжение с применением установки водообогрева. На судне установлен водолазный полуколокол, который, выполняя функцию лифта, доставляет 3-х водолазов – двух работающих и одного оператора – на необходимую рабочую глубину. Полуколокол оснащен системой газораспределения и подачи газов, системой внешнего и внутреннего освещения и видеонаблюдения, кислородной стационарной дыхательной системой с полумасками, системой связи с гелиевым корректором речи.

Ходовые испытания СВК

В декабре 2011 года на базе Каспийского филиала ФГУП «Балтийское БАСУ» ФБУ «Госморспасслужба России» состоялись ходовые испытания судового водолазного комплекса (СВК), которые подтвердили его работоспособность на глубине 100 метров. Испытания комплекса проходили с участием комиссии под председательством главного водолазного специалиста ФБУ «Госморспасслужба России» С.И.Смольского в присутствии инспектора Астраханского филиала Российского морского регистра судоходства. В ходе испытаний было задействовано судно-носитель «Стольный град Ярославль» и судно обеспечения, задачей которого было содействие в удержании судна-носителя СВК в одной точке, не допуская дрейфа и качки.

Погода выдалась на редкость благоприятная: в районе проведения испытаний, в северной части Каспия, море было почти штилевым. Однако вероятность быстрой смены погодных условий все же существовала. В связи с этим по прибытии судов в заданный район моря с глубинами более 100 метров испытания начались без промедления, несмотря на ночное время. Оба судна были поставлены на якоря и сошвартованы. В соответствии с «Программой швартовных и ходовых испытаний» на глубине 108 метров при волнении моря в 2 балла, температуре воздуха +4°С и и воды +10°С начались испытания СВК.

В течение ночи было выполнено четыре последовательных спуска и подъема водолазного полуколокола до заданной глубины в 100 метров и обратно до захватывающего устройства. Во время спусков-подъемов осуществлялся контроль прохождения несущего и направляющего тросов, кабель-шланговой связки, равномерности их укладки на барабаны лебедок.
Была проверена работа тормозных устройств лебедок, а также проконтролированы уровень воды в куполе полуколокола, подача и давление воздуха в водолазном полуколоколе. В заключение команда разработчиков проверила возможность аварийного подъема водолазного полуколокола при помощи лебедки направляющих тросов якорного устройства полуколокола и ручного подъема полуколокола.

В процессе испытаний все оборудование СВК работало в штатном режиме и подтвердило заявленные технические характеристики. Работа комплекса не вызвала никаких замечаний, и, по заключению инженера-инспектора Российского морского регистра судоходства, СВК на 100 метров был признан работоспособным, о чем был составлен соответствующий акт РС.

После проведенных испытаний Северо-Каспийское управление АСПТР получило в свое распоряжение уникальное современное спасательное судно с СВК для участия в спасательных, судоподъемных, гидротехнических и других подводных работах любой сложности.
Безусловно, успешно завершившиеся испытания СВК на головном судне — это большой положительный опыт, который позволит провести ходовые испытания судовых водолазных комплексов на двух других судах этой жесерии (SDS08).

Напомним, что аналогичные комплексы установлены на судах «Углич»(г.Новороссийск) и «Ростов Великий» (о.Сахалин). Их испытания на глубине до 100 метров запланированы на середину 2012 года, подготовка к ним ведется. Таким образом, спасательный флот «Госморспасслужбы России» пополняется новыми судами с самым современными водолазным оборудованием, которые способны повысить эффективность и безопасность аварийно-спасательных и других видов подводных работ.


К списку статей...