23.01.2012

Работоспособность первого СВК на глубине 100 метров подтверждена

До недавнего времени в России судовые водолазные комплексы (СВК), установленные на суда аварийно-спасательного флота, обеспечивали проведение водолазных работ в основном на глубине до 60 м. В декабре 2011 г. был достигнут новый уровень работы СВК — 100 м. Это первый подобный опыт для новой России, и, как можно судить, далеко не последний.

С 10 по 13 декабря на базе Каспийского филиала ФГУП «Балтийское БАСУ» ФБУ «Госморспасслужба России» успешно завершились ходовые испытания судового водолазного комплекса, установленного на головном водолазном судне проекта SDS08 — «Стольный град Ярославль».

Еще в апреле 2011 года был проведен первый этап ходовых испытаний СВК с освидетельствованием комплекса инспекторами Российского морского регистра судоходства
(РС). По результатам испытаний было выдано первое в России свидетельство РС на СВК с допуском по проведению водолазных работ на глубинах до 60 м. Это был начальный этап введения в эксплуатацию судового водолазного комплекса на судне «Стольный град Ярославль», и тогда проверялся не только СВК, но и само судно-носитель, на котором установлен комплекс.

Следующий этап испытаний комплекса — на глубину 100 м — состоялся в конце 2011 г. с участием комиссии под председательством главного водолазного специалиста ФБУ «Госморспасслужба России» С. И. Смольского в присутствии инспектора Астраханского филиала Российского морского регистра судоходства. 

В ходе испытаний было задействовано судно-носитель «Стольный град Ярославль» и судно обеспечения, задачей которого было содействие в удержании судна-носителя СВК в одной точке, не допуская дрейфа и качки.

Испытания проводились в декабре, и погода для этого месяца выдалась на редкость благоприятная. В районе проведения испытаний, в северной части Каспия, море было почти штилевым. Однако вероятность быстрой смены погодных условий все же существовала. В связи с этим, по прибытии судов в заданный район моря с глубинами более 100 м испытания начались без промедления.

Не дожидаясь утра, ночью, оба судна были поставлены на якоря и сошвартованы. В таких условиях, в соответствии с «Программой швартовых и ходовых испытаний», на глубине 108 м, при волнении моря в 2 балла, температуре воздуха и воды +4 и +10 °С начались испытания СВК.

В течение ночи было выполнено четыре последовательных спуска и подъема водолазного полуколокола до заданной глубины 100 м и обратно до захватывающего устройства. Во время спусков-подъемов осуществлялся контроль за прохождением несущего и направляющего тросов, кабель-шланговой связки, равномерностью их укладки на барабаны лебедок. Была проверена работа тормозных устройств лебедок, а также контроль за уровнем воды в куполе полуколокола, подачей и давлением воздуха в водолазный полуколокол. В заключение команда разработчиков проверила возможность аварийного подъема водолазного полуколокола при помощи лебедки направляющих тросов якорного устройства полуколокола и ручного подъема полуколокола.

В процессе испытаний все оборудование СВК работало в штатном режиме и подтвердило заявленные технические характеристики. Работа комплекса не вызвала никаких замечаний, и, по заключению инженера-инспектора Российского морского регистра судоходства, СВК на 100 м был признан работоспособным, о чем был составлен соответствующий акт РС.

В результате на сегодняшний день Северо-Каспийское управление АСПТР имеет в распоряжении уникальное современное спасательное судно для участия в спасательных, судоподъемных, гидротехнических и других подводных работах любой сложности при волнении моря до 3 баллов. Судно оснащено самым новым и передовым оборудованием, необходимым для проведения водолазных спусков и подводных работ с применением для дыхания воздуха и газовой смеси (КАГС). Водолазные спуски могут осуществляться непосредственно с борта судна или с помощью системы водолазного («мокрого») полуколокола во всех типах водолазного снаряжения, в том числе в вентилируемом и водообогреваемом.

Полуколокол рассчитан на спуск трех водолазов (двух работающих и одного оператора) и оснащен системой газораспределения и подачи газов, системами внешнего и внутреннего освещения и видеонаблюдения, системой кислородных дыхательных BIBS-масок, системой связи с гелиевым корректором речи.

В состав СВК входят самые современные системы и оборудование:

  • двухотсечная поточно-декомпрессионная барокамера; 
  • водолазный полуколокол с СПУ; 
  • баллоны со сжатыми газами (воздуха, гелия и кислорода);
  • компрессоры высокого давления; 
  • интегрированный пульт управления; 
  • система подачи и распределения газов; 
  • средства обеспечения спусков; 
  • средства выполнения ПТР. 

Безусловно, успешно завершившиеся испытания СВК на головном судне — это большой положительный опыт, который позволит провести ходовые испытания судовых водолазных комплексов на двух других судах этой же серии (SDS08). Напомним, что аналогичные комплексы установлены на судах «Углич» (г. Новороссийск) и «Ростов Великий» (о. Сахалин). Испытания для них назначены на середину следующего года, и подготовка к ним уже ведется. А пока команда «Стольного града Ярославль» встречает новый 2012 год, осваивая новую глубину.

К списку статей...