23.01.2012
Работоспособность первого СВК на глубине 100 метров подтверждена
До недавнего времени в России судовые водолазные комплексы (СВК), установленные на суда аварийно-спасательного флота, обеспечивали проведение водолазных работ в основном на глубине до 60 м. В декабре 2011 г. был достигнут новый уровень работы СВК — 100 м. Это первый подобный опыт для новой России, и, как можно судить, далеко не последний.С 10 по 13 декабря на базе Каспийского филиала ФГУП «Балтийское БАСУ» ФБУ «Госморспасслужба России» успешно завершились ходовые испытания судового водолазного комплекса, установленного на головном водолазном судне проекта SDS08 — «Стольный град Ярославль».
Еще в апреле 2011 года был проведен первый этап ходовых испытаний СВК с освидетельствованием комплекса инспекторами Российского морского регистра судоходства
(РС). По результатам испытаний было выдано первое в России свидетельство РС на СВК с допуском по проведению водолазных работ на глубинах до 60 м. Это был начальный этап введения в эксплуатацию судового водолазного комплекса на судне «Стольный град Ярославль», и тогда проверялся не только СВК, но и само судно-носитель, на котором установлен комплекс.
Следующий этап испытаний комплекса — на глубину 100 м — состоялся в конце 2011 г. с участием комиссии под председательством главного водолазного специалиста ФБУ «Госморспасслужба России» С. И. Смольского в присутствии инспектора Астраханского филиала Российского морского регистра судоходства.
В ходе испытаний было задействовано судно-носитель «Стольный град Ярославль» и судно обеспечения, задачей которого было содействие в удержании судна-носителя СВК в одной точке, не допуская дрейфа и качки.
Испытания проводились в декабре, и погода для этого месяца выдалась на редкость благоприятная. В районе проведения испытаний, в северной части Каспия, море было почти штилевым. Однако вероятность быстрой смены погодных условий все же существовала. В связи с этим, по прибытии судов в заданный район моря с глубинами более 100 м испытания начались без промедления.
Не дожидаясь утра, ночью, оба судна были поставлены на якоря и сошвартованы. В таких условиях, в соответствии с «Программой швартовых и ходовых испытаний», на глубине 108 м, при волнении моря в 2 балла, температуре воздуха и воды +4 и +10 °С начались испытания СВК.
В течение ночи было выполнено четыре последовательных спуска и подъема водолазного полуколокола до заданной глубины 100 м и обратно до захватывающего устройства. Во время спусков-подъемов осуществлялся контроль за прохождением несущего и направляющего тросов, кабель-шланговой связки, равномерностью их укладки на барабаны лебедок. Была проверена работа тормозных устройств лебедок, а также контроль за уровнем воды в куполе полуколокола, подачей и давлением воздуха в водолазный полуколокол. В заключение команда разработчиков проверила возможность аварийного подъема водолазного полуколокола при помощи лебедки направляющих тросов якорного устройства полуколокола и ручного подъема полуколокола.
В процессе испытаний все оборудование СВК работало в штатном режиме и подтвердило заявленные технические характеристики. Работа комплекса не вызвала никаких замечаний, и, по заключению инженера-инспектора Российского морского регистра судоходства, СВК на 100 м был признан работоспособным, о чем был составлен соответствующий акт РС.
В результате на сегодняшний день Северо-Каспийское управление АСПТР имеет в распоряжении уникальное современное спасательное судно для участия в спасательных, судоподъемных, гидротехнических и других подводных работах любой сложности при волнении моря до 3 баллов. Судно оснащено самым новым и передовым оборудованием, необходимым для проведения водолазных спусков и подводных работ с применением для дыхания воздуха и газовой смеси (КАГС). Водолазные спуски могут осуществляться непосредственно с борта судна или с помощью системы водолазного («мокрого») полуколокола во всех типах водолазного снаряжения, в том числе в вентилируемом и водообогреваемом.
Полуколокол рассчитан на спуск трех водолазов (двух работающих и одного оператора) и оснащен системой газораспределения и подачи газов, системами внешнего и внутреннего освещения и видеонаблюдения, системой кислородных дыхательных BIBS-масок, системой связи с гелиевым корректором речи.
В состав СВК входят самые современные системы и оборудование:
- двухотсечная поточно-декомпрессионная барокамера;
- водолазный полуколокол с СПУ;
- баллоны со сжатыми газами (воздуха, гелия и кислорода);
- компрессоры высокого давления;
- интегрированный пульт управления;
- система подачи и распределения газов;
- средства обеспечения спусков;
- средства выполнения ПТР.
Безусловно, успешно завершившиеся испытания СВК на головном судне — это большой положительный опыт, который позволит провести ходовые испытания судовых водолазных комплексов на двух других судах этой же серии (SDS08). Напомним, что аналогичные комплексы установлены на судах «Углич» (г. Новороссийск) и «Ростов Великий» (о. Сахалин). Испытания для них назначены на середину следующего года, и подготовка к ним уже ведется. А пока команда «Стольного града Ярославль» встречает новый 2012 год, осваивая новую глубину.