13.12.2012

«Спасатель Карев» к помощи и спасению готов!

Новые суда для спасательной службы не выпускались несколько десятилетий, однако в последние годы ситуация сдвинулась с мертвой точки. В 2009 году одновременно на пяти судостроительных заводах стартовало строительство 15 новейших судов для аварийно-спасательной службы России. С этого момента по настоящее время на заводе «Нижегородский теплоход» построены и спущены на воду четыре рейдовых водолазных катера, на «Ярославском судостроительном заводе» – морское водолазное судно проекта SDS08 с первым в России комплексом для проведения водолазных работ на глубинах до 100 м, на «Невском судостроительном судоремонтном заводе» – многофункциональное аварийно-спасательное судно проекта MPSV07 с контейнерным водолазным комплексом (КВК) на 60 м. Именно об этом КВК, и возможностях, которые он дает, пойдет речь
в нашей статье.

  Контейнерный водолазный комплекс (КВК) был разработан специально для многофункционального аварийно-спасательного судна «Спасатель Карев», которое предназначено для оказания помощи людям и судам, терпящим бедствие на море, а также ликвидации последствий морских аварий.
  Напомним, что многофункциональное аварийно-спасательное судно «Спасатель Карев» (строительный номер 701) мощностью 4 МВт проекта MPSV07 – это головное судно данного проекта, строящееся в рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010–2015 гг.).
   В спектр задач судна входит патрулирование, аварийно-спасательное дежурство в районах судоходства, рыбного промысла, морских нефтяных и газовых промыслов; техническая поддержка и помощь в районах, опасных для мореплавания и добычи морепродуктов, обслуживание транспортных операций в портах. 
  Важнейшей особенностью судна является его задача проводить поиск и оказание помощи терпящим бедствие судам; поиск, спасение, эвакуация и размещение людей, оказание им медицинской помощи. Кроме того оборудование, установленное на «Спасателе Кареве» позволяет осуществлять снятие с мели и рифов аварийных судов, откачку воды из затопленных отсеков; буксировку аварийных судов и объектов к месту убежищ, а также выполнение спасательных работ и морских буксировок судов, плавучих объектов, сооружений во льдах и т.д.
  Большой круг этих задач экипажу судна позволяет решать оборудование, входящее в состав контейнерного водолазного комплекса, спроектированного, изготовленного и поставленного специалистами ОАО «Тетис Про».
  Строительство КВК осуществлялось в соответствии с правилами Российского морского регистра судоходства (РМРС) и Международной Ассоциации IMCA. Наблюдение за
разработкой технической документации на водолазный комплекс, освидетельствование и испытания его проводились инспекторами РМРС.
  Контейнерный водолазный комплекс обеспечивает проведение водолазных спусков и подводно-технических работ на глубинах до 60 метров и состоит из двух 20-ти футовых доработанных и утепленных морских контейнеров:
• контейнера с барокамерой, предназначенного для проведения декомпрессии и лечебной рекомпрессии водолазов с применением всех действующих режимов Межотраслевых правил по охране труда при осуществлении водолазных работ ПОТ Р М-030-2007;
• контейнера обеспечения, предназначенного для обеспечения проведения водолазных спусков.
  В конце 2010 года КВК прошел испытания на базе ОАО «Тетис Про» и ожидал окончания строительства судна на заводе ООО «Невский ССЗ». И уже в октябре уходящего года контейнерный водолазный комплекс прошел швартовые и ходовые испытания на судне, в ходе которых подтвердил свою работоспособность и был принят ФБУ «Госморспасслужба России» и заводом – строителем судна ООО «Невский ССЗ».
  Испытания КВК проходили в два этапа. Первый этап – швартовные испытания, проводимые у причальной стенки завода-строителя судна и второй этап – ходовые испытания в акватории Ладожского озера. Для проведения швартовных и ходовых испытаний контейнеры КВК были установлены на штатные места судна «Спасатель Карев». 
   КВК был спроектирован и изготовлен таким образом, чтобы иметь минимальную зависимость от судна-носителя, и требовал только подключения электропитания от системы электроснабжения судна.
  После получения электропитания и проведения небольшого технического обслуживания КВК, требуемого при снятии оборудования с консервации, специалисты ОАО «Тетис Про» в присутствии инспекторов РМРС приступили к этапу швартовных испытаний, ко-
торые проводились в соответствии с разработанной и согласованной с РМСР программой и методиками.
  В ходе испытаний была проверена работа систем жизнеобеспечения контейнеров, а именно, освещение, вентиляция, кондиционирование.
  Также тестирование прошло все техническое оборудования КВК: компрессоры, баллоны, пульты подачи сжатых газов, барокамера, установка водообогрева и др. При швартовных испытаниях водолазные спуски не проводились.
  Позже, на этапе ходовых испытаний судно-носитель КВК с командой сдатчиков от ОАО «Тетис Про» и инспекторами РМРС вышло в акваторию Ладожского озера, в определенное условиями испытаний место с заданной глубиной – более 60 метров. Одним из ключевых моментов испытаний было запланировано тестирование всего водолазного снаряжения и оборудования.
  Поэтому было проведено несколько водолазных спусков на глубину 60 метров. Кроме того, прошла проверка работы гидравлической станции, сварочного оборудования, систем
подводного освещения и видеонаблюдения.
  По результатам проделанной работы КВК было выдано свидетельство Российского морского регистра судоходства, с присвоением класса СВК меньше/равно 60 метров. Теперь, экипаж многофункционального судна «Спасатель Карев» ждет служба в г. Санкт-Петербурге, а судно станет еще одним шагом по пути возрождения славного спасательного флота России. МФ


Дмитрий Абрамов, начальник отдела водолазных систем и оборудования ОАО «Тетис Про»


Статья опубликована в журнале "Морской флот" №4,  2012 г.



К списку статей...