11.05.2007
Статья опубликована в газете "Спасатель МЧС России" №10, 2007г.
Мобильные комплексы для поисково-спасательных формирований. А.Кайфаджян, М.Пармузина
Все больше новой современной подводной техники появляется на вооружении аварийных, поисково-спасательных и противо-диверсионных служб министерств и ведомств России.На страницах газеты "Спасатель" мы стараемся как можно чаще и подробнее рассказывать о технических новинках и опыте применения подводных поисково-спасательных средств. Основной акцент, естественно, делается на вопросах связанных со снаряжением и оборудованием, предназначенное для применения в поисково-спасательных формированиях МЧС России. Сегодняшний материал о новом комплексе, который, мы надеемся, найдет широкое применение в самом ближайшем будущем.
Развитие собственного производства и использование опыта, накопленного нашими партнерами - организациями, выполняющими работы под водой, привели нас к идее объединения технических средств, предназначенных для выполнения конкретных задач, в мобильные комплексы.
Развитие собственного производства и использование опыта, накопленного нашими партнерами - организациями, выполняющими работы под водой, привели нас к идее объединения технических средств, предназначенных для выполнения конкретных задач, в мобильные комплексы.
МОБИЛЬНЫЕ ВОДОЛАЗНЫЕ КОМПЛЕКСЫ
Первым шагом в реализации этой идеи было создание контейнерных, а затем мобильных водолазных комплексов (МВК). МВК предназначен для доставки водолазов и оборудования к месту проведения водолазных спусков и работ; обеспечения водолазных спусков и работ на глубинах до 60 м; проведения декомпрессии, лечебной рекомпрессии, учебно-тренировочных спусков. МВК успешно эксплуатируются в ПСФ МЧС, в морских частях внутренних войск МВД, а также в аварийно-спасательных службах крупных промышленных предприятий. МОБИЛЬНЫЙ ПОИСКОВО-ОБСЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КОМПЛЕКС "КАЛЬМАР" В 2005 году был разработан и принят на снабжение ВМФ мобильный поисково-обследовательский комплекс (ПОК) "Кальмар". Комплекс "Кальмар" обеспечивает поиск и обследование аварийных и затонувших объектов, лежащих на грунте на глубинах до 600 метров. В мае 2006 года с помощью ПОК "Кальмар" осуществлялся поиск обломков и черных ящиков самолета А-320, потерпевшего аварию в районе аэропорта г. Сочи. МОБИЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС РТПА "ПАНТЕРА ПЛЮС" В 2006 году был разработан и сдан в эксплуатацию Управлению поисковых и аварийно-спасательных работ (УПАСР) ВМФ первый в России мобильный авто-авиатранспортабельный комплекс на базе рабочего телеуп-равляемого подводного аппарата (РТПА) "Пантера Плюс". Комплекс предназначен для проведения допоиска и обследования аварийных и затонувших объектов, выполнения широкого спектра подводно-технических работ на глубинах до 1000 м. Основным отличием комплекса РТПА "Пантера Плюс" от подводных аппаратов, уже стоящих на вооружении УПАСР ВМФ, является возможность его быстрой доставки к месту выполнения аварийно-спасательных работ в зонах ответственности флотов как автомобильным, так и авиационным транспортом. НОВЫЙ МОБИЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС НА БАЗЕ ТПА "0Б30Р-150" 26 марта 2007 года успешно проведены приемо-сдаточные испытания нового мобильного комплекса на базе ТПА "Обзор-150", изготовленного 000 "Инженерный центр "ГЛУБИНА" по рабочеконструкторской документации, разработанной 000 "ТЕТИС ПРО". Данный комплекс поставляется в подразделения УПАСР ВМФ и предназначен для оперативного и автономного проведения поисково-обследовательских водолазных и подводно-технических работ. Актуальность создания мобильного поисково-обследовательского комплекса на базе ТПА "Обзор-150" была обоснована исследо-ваниями, проведенными 40 ГНИЙ МО РФ совместно с 000 "ТЕТИС ПРО" по совершенствованию системы ПСО ВМФ по поиску аварийных (затонувших) объектов и плавающего на воде личного состава. Требования к составу и тактико-техническим характеристикам комплекса были сформированы по результатам эксплуатации ТПА "Обзор-150" в ходе проведения работ по поиску и обследованию затонувших объектов. Комплекс ТПА "Обзор-150" размещается на автошасси ГАЗ-27057 "Газель" и позволяет оперативно доставлять комплекс к месту проведения работ. В состав комплекса входит:
Одним из основных направлений проектирования было выполнение требований по мобильности, автономности и удобству эксплуатации ТПА при решении задач по поиску и об-следованию затонувших объектов в различных условиях. Для выполнения этого требования и решения конструкторских задач по эргономичному размещению аппаратуры комплекса в отсеке автомобиля был проведен этап компьютерного проектирования, в ходе которого проверялась оптимальность размещения составных частей комплекса. В малых габаритах автомобиля удалось разместить все необходимое оборудование и элементы управления ТПА. Все элементы комплекса раскреплены с учетом автотранспортирования в район работ в условиях бездорожья. В стандартный комплект ЗИП комплекса входит оптимальный набор инструментов и контрольно-измерительных приборов для технического обслуживания ТПА и других составных частей комплекса. Таким образом, проанализировав опыт эксплуатации подводных аппаратов малого класса поисково-спасательными силами Военно-морского флота, специалисты компании ИЦ "Глубина" и 000 "ТЕТИС ПРО" создали новый уникальный мобильный комплекс на базе серийно производимого ТПА "Обзор-150", который отличается:
В ходе приемо-сдаточных испытаний представители ВМФ отметили высокое качество изготовления комплекса, творческий подход и высокий профессионализм сотрудников 000 ИЦ "Глубина" и 000 "ТЕТИС ПРО", принимавших участие в производстве комплекса. А.Кайфаджян, М.Пармузина |
Поверхностный модуль управления ПОК «Кальмар» Обследование дна при помощи многолучевого гидролокатора ПОК «Кальмар» РТПА «Пантера Плюс» ТПА «Обзор-150» Размещение элементов мобильного комплекса ТПА «Обзор-150» в транспортировочном положении Обследовательский ТПА «Обзор-600» |
Мобильный водолазный комплекс (МВК) |
Мобильный авто-авиатранспортабельный комплекс РТПА «Пантера Плюс» |
Статья опубликована в газете "Спасатель МЧС России" №10, 2007г.