01.04.2015

Система поисково-спасательного обеспечения ВМФ России будет обладать самыми современными средствами спасения на море

Как подчеркнул на встрече с представителями СМИ главнокомандующий ВМФ России адмирал Виктор Чирков, уже сегодня существующий состав спасательных сил и средств флотов способен решать задачи поисково-спасательного обеспечения подводных лодок в полном объеме и с высокой эффективностью.

«Однако, мы должны работать на перспективу, учитывая активизацию строительства для ВМФ кораблей и подводных лодок новых поколений. Позиция Главного командования ВМФ — развивать средства спасания на море параллельно с обновлением боевого состава флота. Уже на этапе проектирования новых подводных лодок и кораблей мы должны вести активные проектно-конструкторские работы по разработке новых спасательных средств. Именно с этой целью для совершенствования поисково-спасательных сил и средств в 2014 году Министром обороны РФ была утверждена Концепция развития поисково-спасательного обеспечения (ПСО) ВМФ», — пояснил адмирал Виктор Чирков.

Он отметил также, что тот перспективный состав сил поисково-спасательного обеспечения Военно-Морского Флота, который планируется иметь, позволит решать задачи поисково-спасательного обеспечения всех современных кораблей и судов ВМФ, в том числе современных подводных лодок проектов 955 (проект"Борей"), 885 (проект"Ясень") и дизель-электрических подводных лодок проектов 636 и 677. С учетом поступления новых подводных лодок уже сегодня осуществляется развитие сил и средств поисково-спасательного обеспечения Военно-Морского Флота.

Требование к промышленности сегодня — все поисково-спасательные средства должны в ближайшей перспективе быть исключительно российского производства.

В настоящее время поисково-спасательное обеспечение испытаний, боевой подготовки и действий подводных лодок организованно по зональному принципу силами спасательных судов со спасательными глубоководными аппаратами, входящих в состав аварийно-спасательных отрядов флотов.

Адмирал Виктор Чирков сообщил, что сегодня проводятся заводские ходовые испытания спасательного судна проекта 21300 «Игорь Белоусов» со спасательным глубоководным аппаратом «Бестер-1» («АС-40»). Плановый срок зачисления судна в состав Военно-Морского Флота состоится в ноябре 2015 года. Планируется, что спасательное судно "Игорь Белоусов" пополнит состав кораблей и судов службы поисковых и аварийно-спасательных работ Тихоокеанского флота.

Для поисково-спасательного обеспечения ВМФ России в соответствии с современными требованиями программой кораблестроения предусмотрена постройка серии из 5 спасательных судов проекта 21300 (типа "Игорь Белоусов") со спасательными глубоководными аппаратами на борту. Это позволит достичь высокой эффективности в таком важном вопросе, как поисково-спасательное обеспечения сил ВМФ на любом удалении от баз.

«Параллельно будем осуществлять строительство спасательных судов других проектов. Это позволит в ближнесрочной перспективе поставить на Северный, Черноморский и Балтийский флота по два спасательных судна со спасательными глубоководными аппаратами, на Тихоокеанский флот – три судна. Также к 2018 году завершится плановая программа ремонта с модернизацией существующих спасательных глубоководных аппаратов типа "АС"», — подчеркнул Виктор Чирков.

Главным командованием ВМФ сформулированы требования и поставлены задачи перед промышленностью по созданию таких обитаемых и необитаемых подводных аппаратов, которые можно будет с должной эффективность использовать для поисково-спасательного обеспечения в сложных условиях Арктических морей. Такие аппараты должны использоваться как с борта спасательных судов ВМФ, так и с борта ледоколов и судов ледокольного типа.

По словам главкома, в настоящее время изучаются возможности и предложения ряда организаций ВПК по созданию для системы поисково-спасательного обеспечения ВМФ принципиально новых технических средств. Речь идет о самоподъемных платформах для проведения работ и для базирования поисково-спасательных подводных аппаратов. Такие платформы можно будет использовать на открытых рейдах, в гаванях и в прибрежной морской зоне для проведения аварийно-спасательных, подводно-технических и судоподъемных работ.

«Мы также изучаем предложения промышленности по дальнейшему строительству еще более усовершенствованных модульных многофункциональных катеров комплексного поисково-спасательного обеспечения. В отличие от тех модульных катеров, которые уже поставляются ВМФ, новые будут иметь улучшенные характеристики по размерениям, скорости и мореходности», — добавил адмирал Виктор Чирков.

Подробно главком остановился на таком важном вопросе, как создание более совершенного снаряжения для водолазов-спасателей.

В настоящее время на флотах уже используется новейшее водолазное снаряжение СВУ-5 отечественного производства, не уступающее мировым образцам. СВУ-5 предназначено для обеспечения жизнедеятельности водолаза при выполнении подводно-технических, аварийно-спасательных и других видов водолазных работ на глубинах до 60 метров при температуре воды от минус 2 до +35°С. Снаряжение обеспечивает дыхание водолаза сжатым воздухом при выполнении им водолазных работ на глубинах до 60 м с максимальной легочной вентиляцией 90 л/мин Снаряжение штатно работает по открытой схеме дыхания и работоспособно в 2 режимах: в основном режиме с подачей воздуха с поверхности и в аварийном режиме ( при прекращении подачи воздуха с поверхности – от резервного дыхательного аппарата при отказе легочного автомата — в качестве вентилируемого снаряжения с подачей воздуха с поверхности или от резервного дыхательного аппарата). Важный момент — по техническому заданию при изготовлении СВУ-5 были использованы маслобензостойкие материалы.

«Могу уверенно сказать, что ВМФ получил очень современное снаряжение. Например, по сравнению с зарубежными аналогами, СВУ-5 отличается меньшей массой шлема и наличием системы постоянного предотвращения запотевания иллюминатора. Кроме этого, в СВУ-5 на лёгочном автомате предусмотрен атмосферный клапан, позволяющий при аварийном всплытии быстрый переход на дыхание атмосферным воздухом. Это снаряжение также имеет функционально простую в эксплуатации систему осушения шлема в случае попадания воды», — подчеркнул Виктор Чирков.

«Одним словом, при формировании технических заданий перед промышленностью, мы оперируем самыми жесткими критериями. Для спасения людей в море Военно-Морскому Флоту необходимы самые современные и надежные технические средства», — подытожил главнокомандующий ВМФ России.

Материал был опубликован  на сайте Министерства Обороны РФ


К списку новостей...