19.04.2016

"Игорь Белоусов": с заводских- на государственные!

Сегодня, немного уставшее, омытое морскими волнами и овеянное океанскими ветрами, судно-спасатель «Игорь Белоусов» с чувством выполненного долга заняло своё привычное место на центральной площадке верфей.

На корабле полным ходом идет устранение замечаний, ведется оформление документов и подводятся итоги ЗХИ.

 От Балтики до Атлантики

10 августа, когда спасатель только вышел в море, главный строитель ОС-2 Владимир Надточеев отметил, что перед сдаточной командой стоят три основные задачи: завершение межведомственных испытаний опытно-конструкторского оборудования, установленного на судне, проведение межведомственных испытаний глубоководного водолазного комплекса, отработка спусков водолазной группы.

Один из этапов ЗХИ проходил в Бискайском заливе Атлантического океана, два других - в полигонах Балтийского моря.

Как рассказал ответственный сдатчик заказа, старший строитель ОС-2 Сергей Брусницын, были и небольшие корректировки в программе испытаний.
Так, в самом начале пришлось задержаться в Балтийске в ожидании сопровождающего буксира, а после возвращения из Атлантики брать на борт спасательный аппарат "Бестер-1", чтобы обеспечить завершение программы его ходовых и государственных испытаний вместо вышедшего из строя судна-носителя СС-750.В остальном программа испытаний была выполнена без отклонений.

ЗХИ: хроника событий

Отработка программы каждого этапа испытаний - дело ответственное, требующее не только выполнения тех или иных действий в четкой последовательности, но и их обязательной регистрации в судовом журнале у командира корабля и в плане-почасовике у ответственного сдатчика заказа. Понятно, что формат заводской газеты не позволяет нам публиковать такие подробные отчеты, но даже сжатая хроника основных событий наглядно свидетельствует о том ритме, в котором проходил четвертый этап испытаний судна-спасателя «Игорь Белоусов».

В конце августа после недельного перехода в Бискайский залив начался один из самых ответственных этапов испытаний - в условиях глубокого моря . Сдаточной команде предстояло провести проверку оборудования, которое предназначено для работы на глубинах до 450 метров: комплекса многолучевых эхолотов, спускоподъемного устройства ГВК-450, кранового оборудования и ряда других устройств.

 - Вначале мы опускали водолазный колокол на глубину 450 метров, - рассказал ответственный сдатчик заказа Сергей Брусницын . - Многократные проверки совместной работы всех систем ГВК-450 на соответствие техническим требованиям в этот раз проходили без участия водолазов. Все параметры работы в процессе погружения измерялись специальными датчиками, информация с которых поступала на пульт специалистов.

Вторым пунктом глубоководных испытаний стало погружение рабочего телеуправляемого подводного аппарата (РТПА) «Пантера Плюс» на глубину 1000 метров. Этот аппарат оснащен двумя гидравлическими манипуляторами, оборудован функциями автоматического удержания глубины, гидролокатором кругового обзора, системой гидроакустического позиционирования и устройством для размыва грунта.

Работа на километровой глубине подтвердила :"Пантера Плюс" полностью готова к оказанию помощи аварийной подводной лодке!

В середине сентября, после успешного выполнения глубоководного этапа, "Игорь Белоусов" возвратился в Балтийск, где, после пополнения запасов питания и топлива, ему предстояло продолжить заводские ходовые и межведомственные испытания.

Одним из самых напряженных и ответственных пунктов программы стал спуск водолазов на 100-метровую глубину. Как говорят специалисты, последний раз испытания на таких глубинах в российском флоте проводились почти четверть века назад. Двенадцать профессионально подготовленных военных водолазов в течение шести часов успешно отрабатывали проверку возможности размещения в одной из барокамер спасенных подводников . Проверяли системы жизнеобеспечения барокамеры, поддержание в её отсеках заданных значений температуры, показателей влажности и парциального давления диоксида углерода.

Все системы глубоководного водолазного комплекса ГВК-450 отработали на отлично!

Одним из завершающих пунктов программы стали испытания спасательного аппарата "Бестер-1", который успешно справился с отработкой спасения подводников. При этом опускать аппарат на воду и поднимать его на судно пришлось при волнении моря в 4 балла.

 - Удивительно, за 76 дней нашего пребывания в море это был единственный шторм, в который попало судно-спасатель, - с улыбкой заметил Сергей Брусницын. - Зато члены комиссии убедились, что "Игорь Белоусов" легко может поднимать аппарат даже в таких сложных условиях .

 Корабль получился!

Как отметил главный строитель ОС-2 Владимир Надточеев, который на протяжении 40 суток лично участвовал в ЗХИ, судно-спасатель в очередной раз, уже на новом этапе испытаний, подтвердило полное соответствие всем заявленным тактико-техническим характеристикам.

 - Все системы и механизмы корабля отработали очень хорошо , за время испытаний не было ни одного выхода из строя, - сказал главный строитель .

 - Больше всего переживаний было, конечно, по поводу комплекса ГВК, но все прошло просто идеально. Успешно завершены ходовые и государственные испытания СГА "Бестер". И сегодня с уверенностью можно сказать, что корабль получился! Я хотел бы поблагодарить членов обеих сдаточных команд за отличную работу!

Успешное выполнение программы испытаний - заслуга коллективная. Несмотря на круглосуточную работу и сложные бытовые условия - во время ЗХИ на судне находилось более 260 человек - вся программа была отработана без сбоев. Более того, принимались все меры для её безусловного выполнения .

Так, для отработки одного из пунктов испытаний - швартовки к подводной лодке - был привлечен наш, адмиралтейский заказ, на котором в тот момент проходил практику экипаж. А когда выяснилось, что из-за неисправности судна-носителя СС- 750 завершение испытаний СГА «Бестер» придется отложить на конец ноября, было принято решение о проведении совместных испытаний. Итог такой слаженной работы говорит сам за себя.

Высокую оценку судно-спасатель и комплекс ГВК получил и со стороны водолазов. Перед глубоководным спуском на ГВК-450 они проходили подготовку на подобной технике в Австралии. По общему мнению специалистов, комплекс, установленный на "Игоре Белоусове", намного современнее своего зарубежного аналога. 

... и снова в море!

Завершение строительства судна-спасателя в 2015-м - одна из основных задач производственной программы года. Как показывают итоги ходовых испытаний заказа, адмиралтейцы близки к её выполнению. Во второй половине ноября, после устранения замечаний, корабль вновь выйдет в море, уже на государственные испытания.

Семь футов под килем, "Игорь Белоусов" !

К списку новостей...