13.01.2009

Золото Арктики

За северные «кладовые» с Россией готовы бороться более 20 стран В Арктике с каждым днем становится все жарче.

И дело здесь не в глобальном потеплении, а в том, что в геополитических планах и стратегиях вопросу о будущем северной полярной области Земли уделяется все большее значение. Главная же причина всплеска интереса к северной «макушке» Земли и ее просторным окрестностям со стороны самых разных государств очевидна: в арктических «кладовых» хранятся несметные богатства углеводородов, залежи золота, серебра, алмазов, платины, олова, марганца, никеля, свинца и вольфрама. Неудивительно, что желающих получить право на доступ к ним день ото дня все больше.
По мнению ряда отечественных аналитиков, именно Россия выступила катализатором крупнейшей геополитической интриги вокруг будущего Арктики, заявив свои права на часть богатого углеводородами арктического шельфа (части подводной окраины материка, примыкающей к суше и характеризующейся общим с ней геологическим строением).

Причем шуму наделала отнюдь не подача Россией заявки в специальную комиссию при ООН, что имело место в далеком уже 2001 году. Семь лет назад Москва заявила о своих претензиях на 1,2 млн кв. км Арктики. И получила от ворот поворот. Комиссия при ООН, признав российскую заявку неудовлетворительной, порекомендовала представить дополнительные доказательства того, что у хребта Менделеева континентальная, а не вулканическая природа, а хребет Ломоносова, протянувшийся от Сибири к Гренландии, не имеет отрыва от континентальной части Евразии. Причем необходимые данные должны быть представлены Россией на рассмотрение комиссии ООН к 2009 году. А он не за горами.

Настоящий же трам-тарарам в мировых СМИ, политических и экспертных кругах вызвала с успехом прошедшая в августе прошлого года высокоширотная глубоководная экспедиция «Арктика-2007». Ею руководил знаменитый полярник, доктор географических наук и депутат Госдумы РФ Артур Чилингаров. Участники экспедиции на двух батискафах «Мир» (сконструированных и опробованных еще в 1987 году) погрузились на глубину в 4261 метр, установили на дне Северного Ледовитого океана у самого полюса государственный метровый флаг РФ (из титанового сплава), капсулу с обращением к потомкам и взяли образцы грунта. По словам Чилингарова, «грунта ни много ни мало, а почти полтонны, да еще пробу на исследование наносных слоев». А это значит, что, проведя анализ проб, можно аргументированно доказывать, что хребет Ломоносова связан с Сибирской континентальной платформой, будучи продолжением матушки-России! Члены экспедиции не скрывали, что сбор информации для представляемых в комиссию ООН документов был одной из их главных задач.

Кому принадлежит хребет Ломоносова?

Больше всех успех России встревожил руководителей государств, строящих в отношении Арктики свои планы. Во время экспедиции, вспоминал Чилингаров, «над нашими судами барражировали американские самолеты». Другим примером нервной реакции Запада может служить заявление, сделанное министром иностранных дел Канады Питером Маккеем. В интервью канадскому телеканалу CTV плохо скрывая раздражение он заявил: «Сейчас не ХV век. Нельзя просто бродить по свету, расставлять флаги и говорить: «Это наша территория». Эта экспедиция нас совершенно не волнует. В основном это просто организованное Россией шоу».

Судя по событиям последнего года, насчет отсутствия волнений канадский министр, мягко говоря, лукавил. Да и успех прямого конкурента оставить равнодушным в принципе не может. Напомним, претензии России на хребет Ломоносова оспариваются Оттавой, а также Копенгагеном. И аргументы у спорящих сторон схожие. Почему? «Хребет Ломоносова простирается от России до Канады, значит, Канада, используя тот же аргумент, что и Россия, может заявить, что хребет представляет собой часть канадского шельфа. Она и в самом деле сейчас доказывает, что трансарктический хребет Ломоносова начинается с американского материка. Кроме России и Канады претендовать на раздел шельфа могут Дания, Норвегия – тоже по шельфу. Ученые Дании, например, уверяют, что хребет Ломоносова – продолжение Гренландии», – пояснил директор Института океанологии им. П.П. Ширшова и министр науки Народного правительства политической партии «Патриоты России» Роберт Нигматулин.

Вместе с тем предпринимаются попытки решать спорные вопросы за столом переговоров. В мае по приглашению министра иностранных дел Дании Пера Стига Меллера и премьер-министра Гренландии (автономной провинции Дании) Ганса Эноксена в Илулиссате (другое название – Якобсхавн) встретились министр иностранных дел России Сергей Лавров, министр иностранных дел Норвегии Йонас Гар Стере, канадский министр природных ресурсов Гарри Ланн и заместитель госсекретаря США Джон Негропонте. По итогам встречи они подписали декларацию, в которой выразили желание решать все спорные вопросы за столом переговоров.

Конвенция 1982 года

Что же касается международного законодательства, то исчерпывающего ответа на вопрос о будущем Арктики в нем нет. В 1982 году 119 государств подписали международную Конвенцию по морскому праву. Правда, и четверть века спустя она ратифицирована еще не всеми. Не сделали этого, хотя и обещают, Соединенные Штаты. Документ ввел понятие территориального моря (территориальных вод), под которым понимается примыкающий к сухопутной территории или внутренним водам государства морской пояс шириной до 12 морских миль. Он входит в состав прибрежного государства, суверенитет которого распространяется на территориальное море, его дно и недра дна, на воздушное пространство над территориальным морем. Внешняя граница территориального моря является государственной границей.

А еще прибрежные государства обладают правом на исключительную экономическую зону (ИЭЗ) – район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему. Но ширина ИЭЗ не должна превышать 200 морских миль (370 км). В ИЭЗ прибрежные государства обладают ограниченным суверенитетом, что подразумевает исключительные права на рыбную ловлю, разведку и добычу полезных ископаемых, но запрещает препятствовать проходу кораблей других стран.

«Конвенция устанавливает границы шельфа в 200 морских миль, то есть границы исключительной экономической зоны и шельфа совпадают. Однако государство имеет право претендовать на шельф, простирающийся за 200-мильную зону. Для этого необходимо подать заявку в комиссию ООН по границам континентального шельфа. Если ее признают обоснованной, государство может расширить границы шельфа. В этом случае расширяется именно континентальный шельф, а не ИЭЗ: за 200-мильной зоной прибрежное государство имеет право регулировать добычу минеральных ресурсов, но не может ограничивать права третьих стран на рыболовный промысел», – говорит Роберт Нигматулин.

Вот за это «право регулировать добычу минеральных ресурсов» на международной арене разворачивается нешуточная схватка. «По оценкам экспертов, континентальный шельф Арктики может содержать около четверти всех шельфовых запасов углеводородов в мире, и использование этих ресурсов – залог энергобезопасности России в целом», – заявил на состоявшемся 17 сентября 2008 года Совете безопасности президент РФ Дмитрий Медведев. По итогам заседания он поручил правительству к 1 декабря подготовить план реализации основ государственной политики в Арктике до 2020 года.

Не менее решительно настроены и лидеры других государств, участвующих в «арктических ралли». Как заметил генеральный директор Института стратегических оценок и анализа Вагиф Гусейнов, «за год, прошедший с момента возвращения полярной экспедиции Чилингарова, более 20 стран заявили о своей готовности участвовать в разработке полезных ископаемых в Арктике. США, КНР, Германия, Швеция и Канада объявили о разработке национальных программ по развитию ледокольных флотов».

Геополитика под маской экологии

Борьба за ресурсы Арктики уже идет. В конце августа Канада приняла решение о распространении своего законодательства о загрязнении вод в Арктике на 200-мильную зону на севере. Прежде его действие ограничивалось 100-мильной полосой. Это решение имеет большое геополитическое значение и касается отнюдь не только Страны кленового листа. Премьер-министр Канады Стивен Харпер не скрывал, что «отдельные страны могут проявить недовольство».

Подоплека в том, что канадский закон о загрязнении арктических вод ломает шаткий консенсус, сложившийся по поводу статуса Северо-Западного прохода (морского пути между Атлантическим и Тихим океанами через моря и проливы Канадского Арктического архипелага). Северо-Западный проход является кратчайшим морским путем между рядом отдаленных регионов планеты. К примеру, протяженность маршрута от Роттердама до Токио по Суэцкому каналу составляет 21 110 км, а по Северо-Западному проходу – 15 900 км. Причем с каждым годом период навигации в нем удлиняется. По прогнозам ученых, к 2050 году в условиях глобального потепления он может стать незамерзающим. Соответственно контроль над Северо-Западным проходом дает большие материальные и геополитические преимущества. Неудивительно, что Оттава настаивает на том, что Северо-Западный проход является территориальными водами Канады. Копенгаген хочет «поделить» проход с Канадой, рассчитывая отхватить себе кусок пожирнее. США и прочие страны считают пролив международными водами…

Конкуренцией в вопросе о статусе Северо-Западного прохода отношения между США и Канадой не исчерпываются. 13 сентября ледокол службы береговой охраны США и ледокол службы береговой охраны Канады начали совместную экспедицию в Северном Ледовитом океане. «Целью этой миссии является сбор сведений, которые могут определить протяженность континентального шельфа США в Ледовитом океане», – заявил находящийся на борту американского ледокола эксперт управления госдепартамента США Брайан Ван Пэй. Он не уточнил, где именно американцы рассчитывают найти окончание своего шельфа. Уйти же они собрались примерно на тысячу километров на север от Аляски. Тем временем командующий службой береговой охраны США адмирал Тэд Ален выступил на слушаниях в конгрессе, где настаивал на необходимости более пристального внимания Белого дома к Арктике и значительном увеличении там американского флота. Не приходится сомневаться, что американцы вцепятся в арктический «пирог с начинкой» мертвой хваткой. Ведь, по словам главы комиссии США по исследованию Арктики Мида Тредуэлла, «национальные интересы США в Арктике исчисляются миллиардами, если не триллионами долларов».

В свою очередь Стивен Харпер заявил, что и Оттава решила усилить свое военное присутствие в Арктике. «Нельзя защищать свой национальный суверенитет вывешиванием флагов, дешевой риторикой в ходе выборов и рекламными акциями. Нужны корабли в море и жесткий контроль», – считает канадский министр. Оттава намерена строить военные объекты в стратегически важных пунктах Северо-Западного прохода. К примеру, постоянный гарнизон будет развернут в поселке Йеллоунайф. А еще Канада провела в Арктике военные учения «Нанук-2008».

Наш «ответ Чемберлену» прозвучал из уст главкома ВМФ России Владимира Высоцкого. Он заявил о планах по созданию авианосных групп на Северном и Тихоокеанском флотах.

Наша страна выступает за секторный метод раздела Арктики. При этом границы должны проходить от Северного полюса параллельно меридианам так, чтобы охватывать крайние точки береговой линии той или иной страны. Этот принцип был декларирован еще постановлением Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 года. По нему «русский треугольник» в Арктике был образован Чукоткой, Северным полюсом и Кольским полуостровом. Однако, ратифицировав в 1997 году Конвенцию ООН по морскому праву, Россия отказалась от претензий на полярные владения Советского Союза.

Теперь, чтобы застолбить за собой сектор СССР в Арктике, предстоит убедить в обоснованности наших претензий членов комиссии ООН.


Источник:Морской Бизнес-атлас

К списку новостей...