ТЕТИС ПРО
+7(495) 786-9855
   
ВВЕРХ


                
03.02.2005

Готовится к изданию книга


В 2005 г. издательство "Международные отношения" (г.Москва) издает книгу "Золото с крейсера "Эдинбург". Авторы книги - Крымцев О.А. и Злобин А.Л. Книга посвящена уникальной спасательной операции, названной на Западе "операцией века"

Предыстория событий: 28 апреля 1942 г. британский крейсер "Эдинбург" вышел из Мурманска в Англию в составе конвоя PQ-11, имея на борту более 5 тонн советского золота, предназначавшегося для оплаты поставок американцами Советскому Союзу военной техники и продовольствия на основании подписанного осенью 1941 г. Соглашения по "ленд-лизу". Сталин поручил лично известному тогда Л.Берии обеспечить доставку этих 465 слитков золота из Москвы на британские корабли. 
 
Золотой груз был на 2/3 застрахован в "Госстрахе" СССР и на 1/3 - в английском правительственном Бюро страхования военных рисков. После боя с немецкими подводными лодками и надводными кораблями крейсер затонул 2 мая 1942 г, в Баренцевом море на гл. ок.250 м в 180 милях к северо-западу от Мурманска. 
 
После получения Госбанком СССР от Госстраха СССР и британского Бюро страховой суммы право на затонувшее золото перешло к Ингосстраху(преемнику Госстраха) и британскому правительству в тех же пропорциях. 
 
До 80-х годов прошлого века предпринимался ряд попыток спасти золото, но из-за несовершенства техники они были неосуществимы.
После создания на Западе в 1970-х годах принципиально новых водолазных систем и методов глубоководных работ, позволявших водолазам уверенно работать на глубинах до 300 м, работа на "Эдинбурге" стала вполне реализуемой. 
 
В 1980 г. британское правительство обратилась к советским властям с.предложением рассмотреть заявки ряда западных фирм по подъему золота, выбрав победителя конкурса, заключить с ним контракт. 
 
Практически все переговоры советской стороны шли через Ингосстрах, формировавший делегации советских экспертов от ряда министерств и организовавший их выезды в Англию на переговоры. Уникальность самого контракта заключалась в том, что в качестве совладельцев золота выступали капиталистическое и социалистическое государства, которые боролись совместно против западной спасательной компании, стремясь получить максимальную финансовую выгоду для своих правительств и очень сложных переговоров, обострения «холодной войны» в связи со вводом советских войск в Афганистан, сложной обстановкой в Польше, где к власти рвался руководитель независимых профсоюзов "Солидарность" Л.Валенса и все ожидали возможного ввода советских войск в Польшу. Наконец, крейсер затонул в экономической зоне Советского Союза, на которую с 70-х годов стали претендовать проснувшиеся норвежцы после того, как там обнаружились подводные месторождения газа и нефти. Возможные работы осложнялись необходимостью проникновения в одно из 500 помещений крейсера, где в кромешной тьме холодной воды(+2-3°С) нужно было среди сорвавшихся механизмов, десятков тележек под боеприпасы, между хранившимися бомбами, снарядами и патронами, под 1,5-метровым слоем загустевшего диз.топлива и ила искать золотые бруски весом по 11-13 кг каждый. 
 
На основании достигнутого англо-советского соглашения спасательный консорциум "Джессоп..." обнаружил и в сентябре-октябре 1981 г. поднял 434 Слитка золота общим весом ок. 5130 кг стоимостью на тот период более 100 млн. долл. США. Водолазы проявили высочайшее мастерство и личное мужество. К концу работ в строю осталось только 2 работоспособных водолаза, остальные выбыли из строя из-за ожогов водой в системе водообогрева их костюмов, травм и других водолазных заболеваний. К счастью все остались живы, хотя они знали, что в страховом обществе Ллойд застрахована вероятность потери двоих из них. Они пренебрегли возможной угрозой для жизни из-за престижности участия в данной операции. 
 
Из-за последовавших в западной прессе публикаций о нечистоплотных приемах фирмы - спасателя при получении контракта, британские, власти возбудили против нее в 1982 г. судебное разбирательство, которое в 1985 г. завершилось оправданием фирмы и в 1986 г. был с ней подписан второй контракт на завершение операции. В октябре 1986 г. были подняты еще 29 слитков золота весом более 400 кг, не нашли всего 5 слитков. В целом было спасено 99% ценного груза, что явилось рекордным для. такой глубины, сложности и продолжительности работ. 
 
Авторы книги изложили последний бой "Эдинбурга", а также отразили не только технические аспекты работ, но и атмосферу и тактику переговоров, сопровождавшихся шпиономанией со стороны обоих государств. 
 
Книга рассчитана не только на специалистов и любителей подводного дела и финансистов-страховщиков (в ней приводится ряд документальных материалов), но и на широкий круг читателей, интересующихся необычными делами. Авторы показали, что даже в условиях глубокого сомнения высших руководителей их ведомств в наличии золота на "Эдинбурге", тонувшем почти 2 суток, когда его можно было перегрузить на другие английские корабли, у них хватило уверенности и настойчивости переубедить руководство, что целью операции все же является золото, а не намерение НАТО установить подводные системы прослушивания и изучения операционной деятельности нашего Северного флота. 
 
В результате усилий всех участников переговоров и работ человек победил подводную стихию и вырвал у нее принадлежащие ему по праву сокровища. Образцы их можно увидеть в "Алмазном фонде" Кремля.


К списку новостей...