19.04.2016

На флаг смирно! "Игорь Белоусов" передан флоту!

18 декабря завершились государственные испытания океанского спасательного судна проекта 21300 «Игорь Белоусов». Целое 10-летие создавался корабль и уникальное оборудование на его борту. С его именем было связано немало мифов и легенд, скандалов и интриг. Наконец, несмотря на все препятствия и противодействия 25 декабря Военно-Морской Флот получил современное судно, новые возможности и технологии для развития поисково-спасательного и водолазного дела в России. Теперь на его флагштоке гордо развевается Андреевский флаг. Корабль будет доблестно нести службу на Тихоокеанском флоте, и вскоре отправится в пункт постоянной дислокации.



Спасательное вооружение

«Игорь Белоусов» - современное спасательное судно, созданное для решения нескольких последовательных задач при проведении спасательных работ:  найти и обследовать аварийную подводную лодку, оказать помощь экипажу, эвакуировать моряков посредством спасательных аппаратов и выполнить подводно-технические работы с помощью водолазов и необитаемых подводных аппаратов для подготовки к судоподъемной операции либо утилизации или консервации затонувшей подводной лодки.

Для этого судно оборудовано комплексом поисково-спасательных технических средств, в состав которого входит: буксируемый гидролокационный комплекс для поиска объектов, в том числе заиленных, находящихся на дне,  рабочий необитаемый подводный аппарат для выполнения широкого круга подводно-технических работ, обитаемый спасательный аппарат для эвакуации экипажа ПЛ и глубоководный водолазный комплекс (ГВК-450) для обеспечения водолазных спусков и лечения декомпрессионной болезни. Одной из важнейших особенностей судна является наличие системы динамического позиционирования, которая обеспечивает эффективную совместную работу всех спасательных средств на объекте.

Поставщиком специального вооружения - поискового оборудования и ГВК-450, является компания «Тетис Про», которая с 1991 года работает в области производства и поставки подводной и поисково-спасательной техники.

Водолазно-спасательный комплекс ГВК-450 создан совместно компаниями «Тетис Про» и британской «Divex» и стал уникальным проектом, не имеющим аналогов в России.

«Divex» - один из мировых лидеров по производству глубоководных комплексов различного назначения и имеет полный цикл собственного, серийного производства всех комплектующих ГВК от барокамер до глубоководного водолазного снаряжения. Безусловно, ГВК для «Игоря Белоусова» создавался на базе серийного комплекса, однако стал уникальным благодаря адаптации к требованиям ВМФ.

Несмотря на многочисленные атаки со стороны некоторых средств массовой информации, которые всеми силами стремились  помешать строительству судна, установке ГВК-450 и собственно исполнению госконтракта, специалисты «Тетис Про», «Divex», «Алмаза» и «Адмиралтейских верфей» планомерно работали над воплощением проекта в жизнь.

Журналисты кричали, что у компании недостаточно опыта. А когда стало ясно, что строительство идет, и флот не заставить порезать спасатель на металлолом, журналистская риторика сменилась на то, что «комплекс есть только на бумаге». Однако, в соответствии с утвержденным графиком шли поставки элементов водолазного комплекса, разработка и утверждение эксплуатационной документации и монтаж оборудования на судне.

К сентябрю 2014 года все оборудование ГВК-450 было полностью передано верфям. В ноябре 2014 года были завершены монтажные и пусконаладочные работы, и был подписан акт о готовности комплекса к предварительным и межведомственным испытаниям в период заводских ходовых и государственных испытаний судна.

В течение 2015 года был проведен полный цикл испытаний как самого судна, так и установленного на нем оборудования, по итогам которых 18 декабря государственная комиссия официально объявила об успешном завершении всех видов испытаний. Все экзамены «Белоусов» сдал успешно, а глубоководный водолазно-спасательный комплекс подтвердил свою состоятельность.

ГВК опытным путем

В 2000-м году вся страна с замиранием сердца следила за трагедией, развернувшейся в Баренцевом море. В каждой семье затихали перед телевизором, ловя каждое слово комментаторов. Гибель атомного подводного ракетного крейсера «Курск», на борту которого находилось 118 человек, стала самой масштабной катастрофой в истории отечественного подводного флота.

Во всем мире трагедии и катастрофы становятся толчком к развитию техники спасания и безопасности. Так случилось и после гибели «Курска», которая показала отставание технических средств, которые имелись на тот момент в России, от постоянно развивающихся и обновляющихся систем спасания в мире.

В связи с этим было принято решение о приобретении ряда современных образцов подводно-технического оборудования для обеспечения спасательных операций и строительстве нового современного спасательного судна.

«Игорь Белоусов» был нужен флотским офицерам, подводникам, ежедневно рискующим жизнью, но его судьба изначально складывалась непросто. Не раз корабль чудом был спасен от неминуемой гибели и отказа от изначального замысла.

Изначально в 2002 году, когда были начаты первые проектные работы, отечественного глубоководного комплекса, за его разработку взялось Центральное конструкторское бюро «Лазурит». Шли годы, утекали государственные деньги, а комплекса так и не было.

Спустя 6 лет «Лазурит» расписался в своей несостоятельности, предложив обратиться за помощью к иностранным производителям. ЦКБ была избрана итальянская фирма «Drass», с которой в 2009 году был подписан контракт о создании большей части комплектующих комплекса. Именно тогда, оставшись незамеченной, произошла замена комплекса на импортный.

Еще один немаловажный факт: когда подписывался контракт с итальянцами, проект ГВК не подвергался корректировке, то есть никакого слияния нижегородского оборудования с итальянским даже и не подразумевалось.

Но выхода другого не было: отечественная промышленность оказалась на тот момент не в состоянии создать свой уникальный глубоководный комплекс.

Госконтракт с «Лазуритом» был рассчитан до ноября 2011 года, к этому времени должен был быть представлен опытный образец комплекса. Однако, к установленному сроку «Лазурит» не только не представил опытный образец, но и попросил о переносе сроков на два года. Даже с помощью итальянцев ЦКБ справиться было не в состоянии. Нужно было срочно решать, что делать с кораблем.

Когда флот осознал, что с «Лазуритом» он не получит новый спасатель с заявленными характеристиками и в срок, вариантов было два: распилить судно на металлолом или найти другой комплекс.  Флот отстоял спасатель.

В проект вступил «Тетис Про», который проведя анализ, предложил свое решение – поставка готового иностранного комплекса, и оно было принято. Тогда компанию обвинили во всех грехах, а руководство флота в замене отечественного комплекса на зарубежный. Правда, откуда вновь появился отечественный комплекс, история умалчивает. Ведь отечественный и тот самый уникальный, как его называли СМИ, «Лазурит» так и не создал, передав это почетное дело итальянцам. Так с каких пор итальянское оборудование считается отечественным?!  Тогда, видимо, это никого не волновало, и что «Лазурит» срывает сроки строительства тоже. Ведь корабль был спущен на воду без комплекса, вокруг которого и должно было строиться судно.

Комплекса не было, зато «желтые» истерики – в  изобилии. 

Вдруг всплыл «обиженный» директор итальянской фирмы, который сетовал на то, что на его площадях стоит то самое «уникальное» оборудование, от которого отказалось руководство военного ведомства. Однако мало кто знал, что ни одно из изделий, произведенных на площадях «Drass», не прошло даже испытаний, не было принято военной приемкой, а значит, официально является, грудой металлолома. Кроме этого на момент прекращения контракта так и оставались незавершенными 10 опытно-конструкторских разработок по отечественным образцам оборудования.

Однако, невзирая на все эти факты средства массовой информации обвинили военное ведомство в коррумпированности, а «Тетис» в присвоении госконтракта. Но строительство вопреки всему продолжалось. И, несмотря на усилия всех препятствующих строительству спасательного судна, проект успешно завершен. Но это не конец, это только начало…новых возможностей и свершений на благо флота и государства.

Новые возможности на вооружении ВМФ

В связи с историческими перипетиями в России уже более 30 лет не строились новые спасательные суда для Военно-Морского Флота, четверть века не было и глубоководных погружений методом длительного пребывания (ДП) под повышенным давлением. Поэтому испытания СС 21300 стали вдвойне историческим и переломным моментом для российского ВМФ и в развитии водолазного дела России.

Со вступлением в ряды ВМФ судна «Игорь Белоусов» флот получает не только уникальный спасатель, но и площадку для развития техники и методик глубоководных погружений методом ДП.

Ведь комплекс служит для решения сразу двух задач, связанных между собой: обеспечения работы водолазов на глубинах до 450 метров и реабилитации подводников, эвакуированных с аварийной подводной лодки.

Итак, что же происходит при проведении глубоководного водолазного спуска в режиме ДП при использовании ГВК.

Водолазы размещаются в жилых барокамерах (БК), после чего по специальному режиму в отсеках барокамер поднимается давление, т.е. проводится компрессия. Давление доводится до показателя идентичного давлению внешней среды на глубине. Иногда при компрессии необходимо делать длительные остановки для адаптации организма водолазов к повышенному давлению.

После достижения заданных параметров давления и адаптации водолазов к параметрам окружающей среды рабочая группа из трех водолазов переходит в приемно-выходную барокамеру, надевает снаряжение и затем переходит в герметично подстыкованный к приемно-выходной барокамере и заполненный дыхательной смесью под тем же давлением и того же состава, что и в отсеках БК, водолазный колокол.

После того как водолазы размещаются в водолазном колоколе, люки колокола и приемно-выходной барокамеры закрываются, колокол отстыковывается. Спуско-подъемное устройство  переносит его к сквозной шахте, прорезающей корпус судна насквозь  и сквозь шахту опускает колокол в воду.

Прибыв на рабочую глубину, водолазы, открывают люк колокола, и два из них выходят в воду. Третий водолаз остается в колоколе: следит за работающими в воде водолазами, поддерживает с ними связь и готов, при необходимости, прийти им на помощь.

Дыхание водолаза обеспечивает отдельная двухшланговая система: по одному шлангу водолазу с судна подается свежая дыхательная смесь, по другому – использованная смесь откачивается на судно. Там она очищается от углекислого газа, обогащается кислородом и снова возвращается в систему газоснабжения, после чего снова подается водолазу на вдох. По отдельному шлангу на глубину подается горячая вода, которая обогревает тело водолаза.

Проработав необходимое количество часов на объекте, водолазы возвращаются в колокол и под тем же давлением, под которым они работали на объекте, поднимаются на поверхность. На поверхности колокол стыкуют с судовыми барокамерами, водолазы переходят в жилые отсеки барокамер и, не проходя декомпрессии, отдыхают до следующего спуска, а их место в водолазном колоколе занимает другая смена, а затем следующая и следующая, обеспечивая практически круглосуточную работу на объекте. И так в течение двух–трех недель или до завершения работы.

Декомпрессию все водолазы проходят один раз – по окончании работы или допустимого времени пребывания под давлением.

Во время пребывания людей в барокамерах давление дыхательной смеси, ее состав, температуру и влажность поддерживает специальная система жизнеобеспечения. Управление всеми системами агрегатами комплекса производится с двух постов управления: барокамерами и при осуществлении водолазных спусков с поста управления водолазными  спусками.

Запас компонентов дыхательной смеси содержится в баллонах высокого давления, отработанная дыхательная смесь собирается в специальную емкость – газгольдер, так называемые «легкие» комплекса, очищается и вновь закачивается в баллоны для ее повторного использования.

В рамках заводских ходовых и государственных испытаний водолазы не просто осуществляли глубоководные погружения в режиме ДП, но и проводили подводно-технические работы, задействовав макет подводной лодки. Была полностью воспроизведена аварийная ситуация, с которой водолазы успешно справились: установили штуцеры шлангов для подачи воздуха высокого давления и вентиляции отсеков подлодки. Кроме этого осуществлялись подводно-технические работы с использованием кислородной резки, гидравлического инструмента: различных сверл для дерева и металла, бурильного молотка, шлифовальной машинки и т.д.

Специально для работы с современным снаряжением и оборудованием водолазы прошли обучение на базе Международного центра подводной подготовки в Тасмании, поскольку у нас таких учреждений нет так же, как и технических средств для этого. Хотя, по словам моряков, прошедших обучение, комплекс ГВК-450 СС 21300 значительно превосходит австралийский по эргономике, бытовым характеристикам, организации работы систем управления.

В связи с этим нельзя не вспомнить, что в 2013 году руководством флота было принято решение о строительстве нового учебного центра подготовки водолазов-глубоководников для экипажей спасательных судов, оснащенного по последнему слову техники. Была разработана идеология,  проработано и подготовлено техническое задание. Однако благодаря активности все тех же журналистов-«патриотов» проект был остановлен, и вновь пришлось обращать за помощью заграницу. А ведь могли бы учить в России. Но, понятие патриотизма, видимо, слишком чуждо этим чудо-активистам.

Мы сделали это!

Конечно, для того чтобы научиться использовать все возможности нового судна-спасателя и полностью освоить комплекс потребуется несколько лет. Ведь за последние десятилетия мы успели значительно отстать в технологиях погружений. Но главное, что есть, что осваивать – первый шаг уже сделан.

За три года работы над реализацией проекта водолазно-спасательного комплекса ГВК-450 специалисты всех предприятий-участников проекта получили неоценимый опыт в разработке, установке и эксплуатации самой современной на сегодняшний день техники.

Использование новейших зарубежных технологий позволило проанализировать и осознать возможности отечественной промышленности и импортозамещения иностранных компонентов ГВК. Теперь мысль о создании отечественного аналога, пусть и включающего в себя импортные компоненты, не кажется утопией. Мы знаем, как это сделать.

Безусловно, этот проект станет мощнейшим импульсом в развитии отечественной подводной техники и технологий. Конечно, создавать первый и уникальный всегда сложно, но планы и мечты стали реальностью – у флота есть современный спасатель.

И пусть стыдятся те, кто говорили, что ничего не получится, - получилось! Теперь нам есть, чем спасать наших подводников и исследовать глубины.

Справка:

«Игорь Белоусов» — головное спасательное судно проекта 21300С, построенное для ВМФ России  на «Адмиралтейских верфях» в Санкт-Петербурге по проекту ЦМКБ «АЛМАЗ».

Предназначено для оказания помощи экипажам аварийных подводных лодок, лежащих на грунте или находящихся в надводном положении, подачи воздуха, электроэнергии и спасательных средств на подводные лодки и надводные корабли.

Кроме того, судно может осуществлять поиск и обследовать аварийные объекты, в том числе и в составе международных морских спасательных формирований.

Водоизмещение судна — 5000 тонн, длина — свыше 100 м.