ТЕТИС ПРО
+7(495) 786-9855
   
ВВЕРХ
ЗОЛОТО ПИРАТСКИХ ТРЮМОВ


treasure9.jpgЛюди всегда стремились вернуть себе отнятые стихией ценности, вожделенное «золото пиратских трюмов» на протяжении многих веков будоражит воображение романтиков и искателей приключений.

Еще в 1686 году англичанин Уильям Фиппс поднял со дна Карибского моря золота и серебра на сумму, эквивалентную полутора миллионам американских долларов - то была лишь малая часть сокровищ 16 галеонов испанского «Золотого флота», затонувших во время шторма.

В 1930 году итальянской компанией «Стрима» найден пароход «Египет», потерпевший крушение 20 мая 1922 года вблизи острова Уэссан на глубине 120 метров. На борту находилось пять тонн золота и десять тонн серебра в слитках и монетах. В течение четырех лет на поверхность было поднято более 4,5 тонн золота.

Другим удачным примером спасения затонувших сокровищ является предпринятая в 1973 году английской компанией «Рисдон-Бизли» операция по подъему сокровищ с грузового судна «Эмпайр Мэнор», погибшего в январе 1944 года в районе острова Ньюфаундленд на глубине 90 метров. На расколовшемся пополам судне находился ящик с семьюдесятью золотыми слитками общим весом более тонны. Шестьдесят два слитка были подняты на поверхность.

Но так ли часто удается находить затонувшие сокровища? Ведь, несмотря на все усилия частных и организованных кладоискателей, до сих пор не найдены ни золото Колчака, ни мифические клады Степана Разина, ни два бочонка гетмана Мазепы с золотыми талерами, по легенде, затопленными в Днепре, ни пропавший в трясине золотой обоз короля Иоанна Безземельного. Не найден и самый знаменитый пиратский клад, описанный в романе Стивенсона, якобы спрятанный в районе острова Кокос, состоящий из сундуков с золотой церковной утварью, мексиканских золотых монет и вывезенной в XVII веке из Перу золотой статуей Богоматери весом в 500 кг.

treasure10.jpg


Возможно, многочисленных искателей приключений обрадует то, что в последние годы, благодаря развитию средств поиска и обследования, а так же водолазного снаряжения и оборудования, не в пример чаще, чем раньше, удается находить то, что спрятано под водой - на дне морей и океанов, рек и озер, колодцев и затопленных катакомб...

СОВРЕМЕННЫЕ ИСКАТЕЛИ


Еще более обширные сведения о тайнах затонувших кораблей и о подводных археологических открытиях можно почерпнуть на сайте проекта «Тайны затонувших кораблей», основанном в Санкт-Петербурге в 2002 году. Головным координатором работ по проекту является ЗАО «Балтийское Морское Общество».
В ходе исследований по проекту для решения отдельных задач на глубинах до 75 м. были привлечены организации и дайверы из Санкт-Петербурга, Москвы, Выборга и Великого Новгорода.
На сегодняшний день удалось найти и идентифицировать 162 корабля, а так же большое количество самолетов, якорей, техники, затопленных архитектурных памятников и опасных объектов (бомб, боеголовок и проч.).

Какие же технические средства помогают сегодня добираться до спрятанных на дне раритетов, исследовать их и, если это не противоречит законам об археологическом и культурном подводном наследии (в т.ч. ЮНЕСКО, 02.11.2001 г.), поднимать на поверхность?

Поиск подводных объектов


Для поиска объектов, находящихся на дне и даже скрытых под слоем донных отложений, эффективны Гидроакустические средства – это гидролокаторы, профилометры и магнитометры. Так, при помощи буксируемых гидролокаторов в 2002 г. на дне Финского залива был обнаружен затонувший корабль «Архангел Рафаил», построенный на верфи немецкого города Любека в 1693 г. и пролежавший на дне 279 лет, и легендарный пароход «Челюскин», раздавленный льдами в 1934 г. и идентифицированный в 2006 г.

Допоиск и предварительное обследование


Для допоиска и предварительного обследования найденных на больших глубинах гидроакустическими методами объектов используют подводные аппараты, которые могут быть обитаемыми или необитаемыми (телеуправляемыми).

treasure4.jpg


Для океанологических исследований и спасательных работ на глубинах до 6 км. используются глубоководные обитаемые подводные аппараты (ГОА). Наиболее известны широкой общественности научно-исследовательские ГОА «Мир», сконструированные и опробованные еще в 1987 г. Известность «Миров» обусловлена тем, что они неоднократно использовались в крупных и широко освещаемых в СМИ проектах. Так, «Миры» выполняли исследовательские работы в рамках научной экспедиции по изучению Байкала (2008 г.) и гидротермальных источников в районах Срединно-Атлантического хребта.

treasure2.jpg


В августе 2007 г. с участием «Миров», под руководством знаменитого полярника, доктора географических наук и депутата Госдумы РФ Артура Чилингарова, состоялась высокоширотная глубоководная экспедиция «Арктика-2007». Участники экспедиции на двух батискафах «Мир» погрузились на глубину в 4261м., установили на дне Северного Ледовитого океана у самого полюса государственный флаг РФ из титанового сплава, капсулу с обращением к потомкам и взяли образцы грунта.

treasure3.jpg


При помощи ГОА «Мир» обследовались затонувшие подводные лодки «Комсомолец» (1989-1998 и 2007 гг.), «Курск» (2000 г.) и японская подводная лодка I-52 (1995 г.). Эти аппараты так же использовались при съёмках фильмов Джеймса Камерона «Титаник» и «Призраки бездны: Титаник».

Для проведения обследовательских работ в акваториях морей, океанов и на внутренних водах, осуществления спасательных и поисковых операции затонувших объектов, гидрографических и биологических исследований на всех глубинах мирового океана, как правило, применяются необитаемые телеуправляемые подводные аппараты (ТПА). Эти аппараты способны не только передать на поверхность «картинку» найденного объекта, но и взять пробу грунта или фрагмент того, что обнаружено на дне.

Вот лишь несколько примеров практического использования телеуправляемых подводных аппаратов:
В 1966 году у берегов Испании ТПА «Курв» застропил водородную бомбу на глубине 870 м.

В 1973 г. с помощью ТПА КУРВ-3 был спасен экипаж затонувшео обитаемого подводного аппарата «Пайсис-3».
В 1999 г. ТПА «Магеллан 725» помог поднять на поверхность затонувшую космическую капсулу «Колокол Свободы 7».
В 2005 г. с помощью малогабаритного телеуправляемого подводного аппарата среднего класса «Тайгер» и рабочего телеуправляемого аппарата «Скорпио» проводились спасательные работы по подъему с 200 метровой глубины спасательного батискафа «АС-28», который 3 августа 2005 года в бухте Березовая на Камчатке зацепился за подводный кабель, а затем запутался в брошенных рыбацких сетях. В результате той спасательной операции все восемь членов экипажа батискафа были спасены.

Использование ТПА стало началом одного из крупнейших международных проектов по подъему со дна моря затонувших ценностей с привлечением профессиональных водолазов. В 1981 г. при помощи ТПА был осмотрен знаменитый «золотой» крейсер «Эдинбург», так же, как и «Голубой Барон», доставлявший золото для уплаты по за военные поставки союзникам СССР по антигитлеровской коалиции во время Второй Мировой Войны и так же затонувший в результате торпедирования немецкой подводной лодкой. Спасение золотого груза «Эдинбурга» – не только наиболее удачная крупномасштабная операция по поиску и спасению затонувших сокровищ, но и одна из самых сложных.

treasure5.jpg


ГЛУБОКОВОДНЫЕ РАБОТЫ


В этой операции были задействованы самые современные технические средства как по поиску затонувшего судна, так и по организации глубинных водолазных спусков и подводных работ. Столь сложные глубоководные работы выполнялись водолазами впервые. Именно на данном примере целесообразно рассматривать типы оборудования и средств обеспечения водолазных спусков, используемых при глубоководных работах с привлечением водолазных специалистов.

Краткая историческая справка. Английский крейсер «Эдинбург» во главе конвоя судов вышел из Мурманска в Англию в конце апреля 1942 г. В артиллерийском погребе крейсера находилось около пяти с половиной тонн золота в слитках. 30 апреля крейсер «Эдинбург» был торпедирован фашистской подводной лодкой. Чтобы все еще остававшийся на плаву «Эдинбург» и его золотой груз не достались врагу, по приказу командира конвоя, английского контр-адмирала Бонэма-Картера, крейсер был потоплен.
В 1981 г., по инициативе СССР, было заключено советско-английское соглашение и подписан контракт с фирмой «Джессоп марин рикавериз лимитед» на поиск и подъем затонувшего золотого груза. К этому моменту «Эдинбург» пролежал на дне Баренцева моря, на глубине 260м. около сорока лет. За это время появились глубоководная техника, радионавигационное оборудование и новое водолазное снаряжение, накопился опыт длительного пребывания человека под водой и последующей декомпрессии. Это позволило осуществить поиск и спасение «золота Эдинбурга».

При помощи поискового судна «Даммтор», оснащенного гидролокатором бокового обзора «Кляйн», было установлено точное местоположение судна. Для обследования обнаруженного при помощи гидроакустики объекта был запущен телеуправляемый подводный аппарат «Скорпио», способный передавать наверх телеизображение подводного объекта высокого разрешения. Для привязки к местности были установлены три гидроакустических подводных маяка, включавшихся по кодированному сигналу.
Для выполнения операции была сформирована группа из двадцати пяти опытных водолазов-глубинников из разных стран.

<Средства обеспечения водолазных спусков


При проведении водолазных работ не обойтись и без средств обеспечения водолазных спусков – комплекса оборудования, позволяющего проводить спуск водолаза под воду, обеспечивая его жизнедеятельность, безопасность и работоспособность. К средствам обеспечения водолазных спусков относятся воздушные компрессоры, кабель-шланговые связки (КШС), пульты подачи воздуха, подводное освещение и подводная телефонная связь. В случае если при водолазном спуске водолаз получает декомпрессионную или баротравму, или просто находится под водой длительное время, предоставить ему лечение или провести адаптацию позволяет лечебная барокамера, входящая в состав водолазного барокомплекса.

В соответствии с «Едиными правилами безопасности труда на водолазных работах» (РД 31.84.01-90) и «Правилами водолазной службы ВМФ» (ПВС-85), водолазный барокомплекс – это «совокупность водолазной техники, конструктивно объединенной для обеспечения водолазных работ на заданной глубине».

При водолазных работах, выполняемых с судна, используются стационарные судовые брокомплексы. При рабочих глубинах более 60 м. используются специальные глубоководные барокомплексы.
Работы по подъему сокровищ с Эдинбурга проводило спасательное судно «Стефанитурм», имеющее опыт работы в Северном море. На его борту имелось все необходимое оборудования для обеспечения водолазных спусков на большие глубины: полный запас газа (гелио-кислородной смеси с содержанием кислорода 2-3%), две палубные барокамеры, рассчитанные на 4 и 6 водолазов. Шестиместная барокамера могла быть спущена на воду и использоваться как спасательная – могла плавать, ожидая, когда придет спасательное судно, поднимет ее, состыкует со своим колоколом и переведет водолазов в свои камеры. На борту «Стефанитурма» находился так же водолазный колокол для подводных спусков и другое специальное оборудование для работ на больших глубинах. Спуски проводились методом длительного погружения (ДП), или «насыщенных погружений», первые сообщения о котором появились в зарубежной литературе в 60 годах ХХ века. Сущность метода состоит в том, что наиболее травматичный для водолаза процесс – декомпрессия – производится не после каждого кратковременного спуска водолаза на глубину, а только один раз, после его многодневного пребывания под рабочим давлением. Для отдыха водолазов при таких спусках используются специальные барокамеры на судах, обеспечивающих работы, или подводные камеры-жилища, оборудованные системами жизнеобеспечения и заполненные оптимальной для данной глубины газовой смесью, сжатой до давления, равного забортному. Метод насыщенных погружений экономит и время, и здоровье водолаза и может рассматриваться как предпосылка к освоению человеком морских глубин. Данный метод применялся и при работах на атомной подводной лодке «Курск» в 2000 г.

При операции по спасению золота «Эдинбурга» водолазы, проводившие работы, находились на судне в жилых барокамерах. Повышение давления до рабочего в барокамерах с водолазами начиналось за 12 часов до первого спуска. На глубину 215 м. водолазы отправлялись в водолазном колоколе. Для обеспечения нормального погружения колокол был оборудован устройством компенсации раскачки при волнении. Далее, до крейсера, лежащего на глубине 250 м., водолазы погружались самостоятельно, по двое. Третий водолаз находился в колоколе для страховки.
По окончании работ рекомпрессия водолазов в барокамерах проводилась в течение 12 суток.

Водолазное снаряжение


Необходимо сказать и несколько слов о профессиональном водолазном снаряжении.
В зависимости от задач, которые водолаз должен выполнить при спуске (осмотр, обмер и подводная съемка, или подводно-технические работы), и от глубины, на которой лежит находка, снаряжение водолаза может быть различно. Если для осмотра и съемки на небольших глубинах может использоваться легкое водолазное снаряжение, состоящее из гидрокомбинезона мокрого типа, автономного дыхательного аппарата и ласт, используемое для дайвинга, то, в случае с работами на «Эдинбурге», о легком водолазном снаряжении речь не идет. Это было профессиональное водолазное снаряжение, состоящее из Водообогреваемого гидрокомбинезона, шлема «Кирби Морган» с газовой системой замкнутого цикла Родокера, позволяющей возвращать на поверхность отработанный гелий, который в последствии очищался и повторно использовался. Каждый водолаз, помимо водолазного снаряжения (гидрокомбинезон, шлем, резервный аппарат, боты, водолазный нож), нес на себе так же шланги и кабели, по которым подавались дыхательная гелио-кислородная смесь и вода температурой 75оС для обогрева костюма, велась связь, передавалось видеоизображение и питалось освещение объекта. Поскольку для дыхания использовалась гелио-кислородная смесь, меняющая тембр голоса водолаза, то для повышения разборчивости речи применялась глубоководная телефонная станция с голосовым модулятором.

При предварительном обследовании выяснилось, что крейсер лежит в наиболее благоприятном положении для спасательных работ - с креном 90 градусов, кверху пробоиной величиной пять на пять метров. Тем не менее, во избежание повреждения водолазного снаряжения об острые края пробоины, через которую первоначально планировалось проникать внутрь крейсера, пришлось прорезать в борту дополнительное отверстие. В течение пятнадцати суток водолазы пытались добраться до переборки артиллерийского погреба через груды искореженного металла, обломки рухнувшей палубы, завалы из песчаных наносов, водорослей, мазута, обломков труб, расчищая проходы как вручную, так и при помощи оборудования электрокислородной резки и грунтососов. Работы велись в сплошной темноте, в облаке ила, которое не удавалось пробить даже при помощи мощных подводных прожекторов.
Первый слиток золота под номером КР0620 16 сентября 1981 г. нашел водолаз из Зимбабве, Джон Россье. На благородном металле были изображены серп и молот, выбито «СССР, Москва» и проба — 9999,0. Это было золото высочайшей степени очистки, имеющее максимальную стоимость на мировом рынке.

Во время первой экспедиции «Стефанитурма» 1981 г. из находящихся на «Эдинбурге» 465 слитков на поверхность был поднят 431, общей стоимостью более сорока миллионов фунтов стерлингов.

Вторая экспедиция по спасению золота «»Эдинбурга» была предпринята только через пять лет, в сентябре 1986 г. По новому советско-английскому соглашению право ведения глубоководных работ было передано английской фирме «Вартон Вильяме», которая участвовала в качестве фирмы-партнера в предыдущей экспедиции. Работы проводились со спасательного судна «Дипвотер-2». Во избежание дрейфа корабля без якоря под воздействием ветра, волн и течений, на борту «Дипвотер-2» была установлена система динамического позиционирования, которая по сигналам глубоководных гидроакустических маяков-ответчиков определяла отклонение судна от заданной координаты. В заданной позиции «Дипвотер-2» удерживался подруливающими устройствами, управляемыми компьютером.

В ходе второй экспедиции двенадцать водолазов-глубинников совершили двадцать три погружения, в ходе которых извлекли на поверхность 29 золотых слитка общим весом 345 кг., оцененных примерно в три миллиона фунтов стерлингов.
В ходе двух экспедиций, названных в зарубежной прессе «операцией века», с крейсера «Эдинбург» на поверхность извлечено 4950 т. драгоценного металла.
Но 34 драгоценных золотых слитка до сих пор покоятся на дне Баренцева моря. Так что, возможно, история с «Золотом Эдинбурга» еще не окончена…

СУДОПОДЪЕМ


Среди тысяч затонувших кораблей, покоящихся на дне водоемов, лишь малая часть содержит в себе «драгоценный груз». В большинстве случаев ценность представляет не груз, затонувший вместе с судном, а само судно. И, в первую очередь, это относится к объектам военного назначения, либо к частям оснастки и вооружения, представляющим значительную материальную ценность и способным долгое время сохраняться в воде. В частности, это корабельные якоря, цепи и пушки, танки и другая «стальная» техника.

При выполнении работ по подъему затонувших судов, якорей и других подводных «находок» невозможно обходиться без специализированных подъемных средств.
Для подъема тяжелых предметов, таких как затонувшие суда, используются специальные понтоны. В случае если объект не может быть поднят целиком, он предварительно разрезается при помощи специального инструмента – оборудования электрокислородной резки, современного гидравлического инструмента или другими методами на фрагменты, которые поднимаются на поверхность с помощью понтонов либо специальных судовых лебедок.

Одним из первых судов со стальным корпусом, благополучно поднятым в конце XIX века фирмой "Харланд и Вулф" при помощи понтонов, был колесный пароход "Вулф", затонувший в конце прошлого века в результате столкновения с другим судном в Белфастской бухте в 10 милях от берега, на глубине 13 м.

Общая подъемная сила использованных понтонов составляла около 934 т. Шесть малых понтонов прикрепили к плоту, установленному над носом затонувшего парохода, а два больших - ко второму плоту над кормой. Затем плоты соединили двумя массивными балками, в результате чего вся конструкция образовала плавучую платформу, размером и формой примерно соответствовавшую очертаниям лежавшего на дне судна. Поскольку в каждом борту затонувшего "Вулфа" имелось 25 иллюминаторов, на платформе закрепили 25 поперечных брусьев. На конец каждого бруса надели железный башмак. От башмаков в воду опустили массивные крюки. В каждый из 50 иллюминаторов водолазы завели по крюку, к которым прикрепили концы цепей. Так, за иллюминаторы, и был поднят на поверхность пароход «Вулф».

В обычной практике перед подъемом объекта на поверхность под него заводятся стропы или металлические полотенца. Сегодня такие работы, особенно на глубинах более 60 метров, могут выполняться при помощи рабочих телеуправляемых подводных аппаратов (РТПА), раньше это делалось исключительно силами водолазов. Так, еще в 1928 г. специалистами ЭПРОНа с помощью четырех гибких металлических полотенец, симметрично подведенных под днище и соединенных верхними концами с судном-спасателем, была поднята на поверхность английская подводная лодка L-55 – это было одним из первых примеров применения данной технологии судоподъема.

Как правило, лежащее на дне судно частично погружено в донные отложения. Поэтому для того, чтобы завести под него стропы, грунт вокруг судна размывают, а в случае если погружение объекта в грунт значительное, то в грунте под днищем судна пробивают или промывают тоннели, диаметр просвета которых должен быть достаточным для прохода водолаза, заводящего стропы. При этом используются гидропомпы либо гидромониторы, а при наличии в грунте твердых включений – ручной гидравлический инструмент для раскалывания скальной породы.

Именно таким способом в августе 1944 г. в цейлонском порту Тринкомали с глубины 36 м. был поднят затонувший летом 1943 г. английский плавучий док – на тот момент самый большой в мире сухой док массой 50 тыс. т. и размером 258х53х30 м.
При подъеме этого дока были применены сразу четыре классических способа судоподъема:
  1. Подъем путем восстановления плавучести (осушением отсеков продувкой сжатым воздухом)
  2. Подъем приложением внешних сил плавучести (подъем понтонами)
  3. Подъем с помощью механических усилий (подъем специальными судами)
  4. Подъем по частям

В работах принимали участие сорок шесть водолазов, которые проверили корпус затонувшего сооружения, после чего разрезали его под водой на две части, одна из которых была поднята на поверхность. Для подъема неповрежденной части дока спасатели построили над ней понтон и по гибким шлангам подвели сжатый воздух к 28 неповрежденным отсекам. Арматура для подсоединения шлангов монтировалась под водой при помощи подводных монтажных пистолетов.

Для увеличения подъемной силы понтонов и заполненных воздухом отсеков дока на лебедки четырех спасательных судов наматывались прикрепленные к понтону 6-дюймовые стальные канаты. Однако эти усилия не увенчались успехом - осмотр дна водолазами показал, что понтон присасывается и удерживается на дне слоем ила толщиной свыше 5 м. Чтобы преодолеть это "притяжение", водолазы размыли ил у бортов дока с помощью воды, подаваемой под высоким давлением по шлангам. Но и этого оказалось недостаточно. Только после того, как Водолазы проделали туннели в толще ила, и присасывающая сила была преодолена, док всплыл.

ПОТЕРЯННЫЕ НАВСЕГДА


К сожалению, не все, что найдено под водой, может быть поднято на поверхность. И не только в силу технической сложности работ, но из-за стоимости подобных мероприятий.

Такова судьба легендарного парохода "Челюскин", на котором Отто Юльевич Шмидт совершил уникальную экспедицию по Северному морскому пути. Пароход был раздавлен льдами в феврале 1934 г.

Начиная с 1935 г., когда лично О.Ю. Шмидт отклонил предложение «Эпрона» поднять затонувший "Челюскин", объяснив это тем, что «поднимать пароход экономически нецелесообразно, а для мемориальных целей - слишком дорого», предпринималось несколько попыток осмотреть корабль, провести подводную фотосъемку и поднять на поверхность хотя бы некоторые его фрагменты для окончательной идентификации и документирования. Эти неудачные «подходы» к «Челюскину» датированы 1974, 1975, 1979, 1980, 1989 и 2004 годами. Задача осложнялась тем, что корабль находится на глубине более 50 м., температура воды – ниже нуля градусов по Цельсию, видимость не более 20 см., а само судно почти полностью скрыто трехметровым слоем ила. Только в сентябре 2006 г., при помощи подводного буксируемого гидролокатора и судового эхолота удалось получить достоверную «картинку» расположения корабля на дне. Водолазы совершили пять погружений на глубину 49 м., в процессе которых сфотографировали части судна и подняли на поверхность несколько объектов для гарантированной идентификации. Фрагменты парохода были отправлены в Копенгаген на экспертизу в судостроительную компанию «Ман Бурмейстер и Вайн», которая 73 года назад построила «Челюскин». Однако и сейчас о подъеме легендарного корабля речь не идет, ведь потребуются огромные средства, чтобы организовать экспедицию для вызволения корабля из подводного плена.
Понятно, что подъем крупных затонувших объектов (кораблей, самолетов) на море – дорогостоящая задача, которая под силу только государству или объединенным фондам. Но и поиск под водой более мелких объектов, в том числе кладов – занятие дорогое и, как правило, совсем не рентабельное, потому что затраты на поднятие затонувших ценностей зачастую превышают их стоимость.

Так, загадочное «золото Колчака», следы которого затерялись в восточной Сибири зимой 1919–1920 годов, по мнению ряда историков, «осело» на дне Байкала, когда практически весь санный караван колчаковской армии, при отступлении от частей Красной Армии совершавший 30-километровый переход через южную оконечность Байкала, замерз в пути. Когда лед растаял, байкальские воды навсегда скрыли и замерзший караван, и… «адмиральское золото». Если эта версия верна, то найти и поднять ушедшие на дно сокровища практически невозможно, ведь клад наверняка рассеян подводными течениями по дну самого глубокого в мире озера.

ПОДВОДНАЯ АРХЕОЛОГИЯ


Надо сказать, что в понимании современного «искателя», сокровища – это не только сундуки с золотом, но и подлинные свидетельства былых морских сражений и истории мореплавания.
Несколько особняком стоят подводно-технические работы, связанные с подводной археологией.

В связи с этим, нельзя обойти вниманием подводные раскопки древнегреческого города Фанагории, сокрытого под водами Таманского залива. В отличие от мифической Атлантиды Шлимана, затопленная «Фанагория» имеет более счастливую судьбу – она обнаружена, изучена и доступна всем, кто интересуется памятниками античного мира. И огромная заслуга в деле открытия Фанагории принадлежит профессиональным водолазам - в составе Фанагорийской экспедиции с 1999 г. действует подводный отряд, возглавляемый генеральным директором предприятия подводно-технических работ «Петр» В.Н. Латарцевым. Надо отметить, что отряд действует за счет собственных средств и с использованием собственной материально-технической базы.

treasure7.jpg


Первые же работы, предпринятые ППТР «Петр» на затопленной части городища, показали всю сложность подводных раскопок на многослойном археологическом памятнике, расположенном на мелководье. Год за годом накапливался опыт, складывалась методика работ, разрабатывалась и изготавливалась необходимая техника. Большое значение в обеспечении проведения широкомасштабных приборных разведок акватории имело внедрение новых технологий и современной аппаратуры. Для сбора и анализа объективной информации широко применялись гидроакустические локаторы, системы спутникового позиционирования, лазерные измерительные системы, компьютерная обработка данных, подводное телевидение и многое другое. Первоначально культурные напластования были вскрыты при помощи грунтососа. Послойное снятие грунта, как того требуют археологические методики, категорически исключает какое-либо рыхление грунта, поэтому водолазам пришлось послойно выбирать и вручную подавать в сопло грунтососа фрагменты культурного слоя. После этого, при помощи мотопомп вокруг раскопа была сформирована отсечная дамба, позволившая полностью осушить раскоп и тщательно осмотреть, зафиксировать и датировать найденные в нем археологические раритеты.

treasure8.jpg


Результатом деятельности экспедиции «Фанагория» с участием ППТР «Петр» стало открытие великолепного памятника античной архитектуры, скульптуры, а так же огромного количества раритетов, извлеченных из культурного слоя. Многие находки сегодня украшают экспозицию Таманского археологического музея.

ПТР В НАРОДНОМ ХОЗЯЙСТВЕ


Поиск и обследование затонувших кораблей, якорей, самолетов и военных трофеев – это наиболее интересный и овеянный мифами раздел в области человеческой деятельности, связанной с подводными работами. Но, по большей части, современные ПТР ведутся с отнюдь не «романтической» целью. Как привило, они связаны с хозяйственной деятельностью – строительством, прокладкой коммуникаций, осмотровыми работами, обслуживанием канализационных коллекторов, мостов, шлюзов и прочих гидротехнических сооружений, ремонтом судов на плаву и в мокрых доках, прокладкой трубопроводов через водные преграды, осмотром нефтяных платформ, работами в затопленных горных выработках и, конечно, поисково-спасательными работами на водах.

При этом все более приоритетными становятся вопросы эффективности производства и безопасности людей, работающих под водой. В силу этого именно потребности со стороны профессиональных исполнителей подводно-технических работ, а отнюдь не «искателей приключений» стимулируют новейшие разработки в области подводного снаряжения, оборудования для работ под водой и средств их обеспечения.

Очевидно, что поиск и добыча подводных сокровищ, будь то «пиратское золото», затонувшая техника или раритеты – это не столько романтика приключений, сколько «дело техники», с новейшими образцами которой можно ознакомиться на сайтах холдинга ТЕТИС, а также на сайтах наших партнеров:
www.holding-tetis.ru,
www.tetis-pro.ru,
www.tetis-ks.ru,
www.tnpa.ru,
www.seabotix.ru,
www.bauer-poseidon.ru,
www.smd.co.uk,
www.seaeye.com.

При подготовке статьи использованы материалы:
  1. Джозеф Н. Горз, «Подъем затонувших кораблей», пер. с англ. –Л.: Судостроение, 1978. Опубликовано на сайте lib.ru,
  2. Крымцев О.А., Злобин А.Л., «Золото с крейсера «Эдинбург». – М.: Международные отношения, 2005.
  3. Издание ЗАО ППТР «Петр», «Фанагория подводная». - Европолиграфия, 2003.
  4. Боровиков П.А., «Водолазное дело России». – М.: Мысль, 2005.
  5. Б.А. Нессирио, «Рождение метода «насыщенных погружений» - метода длительного пребывания человека под повышенным давлением». – СПб.: ООО «Фирма КОСТА», 2004.
  6. А так же публикации на сайтах:
    www.infomarker.ru
    www.baltic-sunken-ships.ru
    www.news.rin.ru
    www.morprom.ru
    www.vokrugsveta.ru
    corsairs.my1.ru
    www.planeta.by
    www.cheluskin.ru
    2006.novayagazeta.ru
    progulka.ru
    www.rg.ru
    rushistory.stsland.ru