ТЕТИС ПРО
+7(495) 786-9855
   
ВВЕРХ


                
	        30.11.2005
							

Обзор состояния рынка водолазного снаряжения России. Техника выполнения подводных работ на континентальном шельфе. С.Н.Бирюков, А.А.Яковлев,

Перспективы отечественного производства. Плюсы и минусы зарубежной техники. Мы живем во время перемен. Перемены происходят ежедневно во всех сферах нашей жизни, в том числе и в области деятельности, называемой «водолазное дело». Исчезает старое, бывшее столь привычным многие годы, появляется новое: техника, методы выполнения работ, организации и люди.

По образованию я военный инженер - кораблестроитель, закончил кораблестроительный факультет высшего военно-морского инженерного училища им. Дзержинского в Ленинграде. И по сей день это единственное высшее учебное заведение, занимающееся подготовкой специалистов спасательного и водолазного дела. После окончания училища служил в должности инженера аварийно-спасательных работ поисково-спасательной службы Балтийского флота. Приходилось заниматься судоподъемными работами, буксировкой и тушением пожаров на аварийных кораблях, поиском затонувших объектов, различными водолазными и подводно-техническими работами. Закончив военно-морскую академию, был назначен в управление поисковых и аварийно-спасательных работ ВМФ в Москву. Более десяти лет занимался поставкой спасательного и водолазного имущества для нужд Министерства о бороны. По роду деятельности познакомился практически со всеми организациями и предприятиями-разработчиками и поставщиками водолазной техники. Получил весьма полное представление о процессе создания новых образцов техники, реальных возможностях предприятий, занимавшихся изготовлением водолазной техники.
По окончанию службы получил приглашение в «ТЕТИС». Привлекло, прежде всего, серьезное отношение к делу на фирме, отличный коллектив, а также то внимание, которое руководство фирмы уделяет ее развитию. После образования на фирме в прошлом году сектора профессионального снаряжения и оборудования мне представилась возможность в полной мере применить на практике все знания и навыки, полученные в предыдущие годы.

Я думаю, что для лучшего понимания сегодняшнего состояния профессионального водолазного дела в нашей стране необходимо немного вернуться назад в наше не столь далекое прошлое. Наибольшее развитие водолазное дело в нашей стране получило после войны. Тому способствовали вполне объективные причины: большинство морских портов Балтики и Черного моря было разрушено, на их акваториях лежали затопленные суда и корабли. Для нормального функционирования народного хозяйства необходимо было в кратчайшие сроки обеспечить нормальную работу морских портов страны. Не лучше дело обстояло и на реках. Такая обстановка заставила руководство страны обратить самое серьезное внимание на проблему судоподъема, а судоподъем, как известно, без водолазов невозможен. Во время войны много техники и снаряжения было получено по ленд-лизу, в основном из США, так что отечественные специалисты могли ознакомиться с современным уровнем развития этих средств. Как было принято в нашей стране, любое дело государственной важности предельно централизуется и военизируется. Создание водолазной техники и средств обеспечения было отдано на откуп военным, что на тот момент в значительной степени было оправдано.
Однако к середине 50-х годов, когда задача массового судоподъема была решена, развитие водолазной техники по инерции по-прежнему определялось потребностями Военно-морского флота. Это объясняется традиционно высоким вниманием, уделявшимся вопросам обороны, а также тем, что лучшие специалисты были также сосредоточены на флоте. Основная научно-исследовательская организация – 40-й государственный научно-исследовательский институт в Ломоносове входит в состав ВМФ. Головное предприятие – разработчик дыхательной водолазной техники – Орехово - Зуевское КБ кислородного оборудования (ныне ОАО «КАМПО»), также занималось разработкой техники, в основном, для нужд военных. Объективности ради надо отметить, что в системе министерства морского флота было создано Ростовское ПКБ, в системе нефтегазовой промышленности – ВНИИПИморнефтегаз, вносившие посильную лепту в развитие водолазного дела. Тем не менее, в течение 50-х и 60-х годов водолазное дело в нашей стране активно развивалось, было создано множество образцов снаряжения и оборудования, отвечавшего самым современным на тот момент требованиям. Достаточно вспомнить аппараты АВМ-1М и ШАП-62, прекрасно зарекомендовавшие себя в самых сложных условиях эксплуатации и до сих пор являющиеся примером простой и надежной техники.
В начале 70-х годов на Западе начинается добыча нефти на континентальном морском шельфе на глубинах 200 – 300 метров. Это послужило сильнейшим стимулом к развитию подводных технологий, разработке технических средств и методов выполнения работ на больших глубинах. Огромный финансовый потенциал международных нефтедобывающих корпораций позволил создать принципиально новые виды глубоководного водолазного снаряжения, глубоководных водолазных комплексов, подводные автономные и телеуправляемые аппараты, разработать новые технологии водолазных глубоководных спусков методом длительного пребывания, технологии и технические средства выполнения самых разнообразных работ под водой. Бесспорными лидерами в этой области становятся Франция, Великобритания и США – страны, наиболее активно ведущие разработку морских нефтяных месторождений. Необходимо отметить, что Советский Союз также активно занялся подготовкой к разработке морских нефтяных месторождений. Стратегическим партнером СССР в этой области стала французская фирма COMEX PRO, поставлявшая глубоководные водолазные комплексы, современное водолазное снаряжение и обучившая первых водолазов – глубоководников для нужд нефтегазовой отрасли. Для освоения новой техники и методов работ из Военно-морского флота в народное хозяйство была «экспортирована» большая группа специалистов. Был проведен большой комплекс научных экспериментальных работ по исследованию влияния повышенного давления на физиологию человека, закуплено много оборудования, включая специализированные суда, о чем уже упоминалось на страницах «ОКТОПУСА-ПРО».
К сожалению, несмотря на всю проделанную работу, по большому счету она оказалась невостребованной – реальная добыча нефти в море началась и существует по сей день только в районе Баку на Каспии. Автору трудно судить об истинных причинах происшедшего, скорее всего, разработка морских нефтяных месторождений требовала инвестиции огромных средств, которые при наличии больших запасов нефти на суше делать было нецелесообразно или не под силу. Таким образом, развитие водолазной техники и средств обеспечения по – прежнему шло для военных нужд. Специфика деятельности военных водолазов полностью определяла направления разработки и создания новых технических средств. Так, глубоководное водолазное снаряжение СВГ-200 предназначено для выполнения водолазных работ методом краткосрочных погружений (КП) при оказании помощи затонувшей подводной лодке, изолирующие аппараты ИДА-71 – для специальных подразделений ВМФ и инженерных войск, аппарат АВМ-5 – для нештатных корабельных водолазов ВМФ. О нуждах гражданских водолазов думать было некому. Поэтому они довольствовались тем, что «перепадало» от военных. В условиях централизованной экономики предприятия, выпускавшие водолазную технику и средства обеспечения водолазных работ, были загружены, в основном, военными заказами. За исключением, пожалуй, завода «Респиратор» и 28 военного завода производство водолазной техники осуществлялось на небольших специализированных участках крупных предприятий типа «Ярославрезинотехники», Псковского завода АТС, Уфимского, Барнаульского и Казанского заводов РТИ и ряда других. Никакой самостоятельной технической политики эти предприятия не вели, выпуск указанной продукции рассматривали как неизбежную обузу в условиях плановой экономики.
В начале 90-х годов при отсутствии заказов от военных эти предприятия просто закрыли соответствующие участки, т.к. никогда самостоятельно не выходили на рынок потребителей водолазной техники и не знали его. Все предыдущие годы Военно-морской флот выполнял, по сути, роль «оптовика», размещавшего постоянные гарантированные заказы, излишками которых делился с гражданскими отраслями. Для тех условий хозяйствования это было по-своему правильно, т.к. существовала пусть ориентированная на военных, но какая-то техническая политика и постоянная загрузка предприятий-изготовителей техники.
В новых условиях рыночной экономики, выпускать на свой страх и риск продукцию, которую неизвестно кто и когда купит, никто из предприятий не хотел. Очень важно понимать, что производство, каким бы оно не было, социалистическим или капиталистическим, не может работать по многочисленным мелким заказам. Это функция торговой компании. Производство должно иметь более-менее понятную загрузку на год, чтобы закупить сырье и материалы, привлечь рабочую силу и т.п. Торговые же компании, прогнозируя потребности рынка, на свой риск размещают большие заказы на год вперед, имея за это существенные скидки от производителя. Так работает весь мир. Нечто похожее было в советское время. С наступлением рыночных отношений существовавшая система взаимодействия производителей и «оптовика» в лице ВМФ прекратила существование.
Именно этим и ничем другим, объясняется массовый обвал производства отечественной водолазной техники в начале 90-х годов. Заявляю совершенно ответственно: никакие козни империалистов, масонов или Чубайса здесь совершенно ни при чем.
При наличии огромного спроса производство практически отсутствовало. Если бы не распродажа огромных военных запасов, работать бы водолазам было просто не в чем. Тем не менее, к середине 90-х годов и военные запасы практически иссякли. Рынок был почти пуст: отечественное снаряжение практически не выпускалось, импортное никто толком не знал, да и самостоятельно приобрести его у разных поставщиков было делом непростым. В этих условиях единственно возможной альтернативой в краткосрочной перспективе стал организованный импорт снаряжения и оборудования иностранного производства.
При кажущейся сегодня простоте и очевидности этого решения реализовать его оказалось не так просто. Прежде всего, российские водолазы в массе своей, за редким исключением, совершенно не были знакомы с иностранным снаряжением и оборудованием. Очень серьезным препятствием была (и частично остается сегодня) большая разница в ценах, не пользу импортного снаряжения. Кроме того, существует разница в технических стандартах, что делает в ряде случаев проблематичным использование импортной техники, особенно в сочетании с отечественной. Тем не менее, надо понимать, что в силу указанных выше причин, в ближайшей перспективе альтернативы импорту, особенно по ряду наименований, не предвидится.
Несмотря на все проблемы и трудности выпуск отечественной водолазной техники не прекратился полностью. За последние несколько лет новые предприятия, такие как ИЦ «Глубина», ООО «ТВР», а также фирма «ТЕТИС» совместно с ОАО «КАМПО», разработали и серийно выпускают два типа вентилируемого водолазного снаряжения, автономные и шланговые дыхательные аппараты, подводные светильники и фонари, телевизионные установки, толщиномеры, пульты подачи воздуха, различные комплектующие для водолазного снаряжения и оборудования. Этот процесс набирает силу и есть все основания полагать, что будет иметь дальнейшее развитие.
Столь подробный экскурс в наше прошлое, на мой взгляд, необходим для того, чтобы отчетливо понимать, где мы сегодня находимся и что нужно делать для развития водолазного дела в нашей стране, не тратя время на иллюзии и стенания о былом величии.

Многих профессиональных водолазов беспокоит проблема качества новой отечественной и импортной водолазной техники. К сожалению, с этим вопросом связано много заблуждений и даже предрассудков. Часто наши клиенты спрашивают «сертификат качества» или «хоть какой-нибудь сертификат». В соответствии с федеральным законом «О сертификации продукции и услуг» обязательной сертификации подлежит определенная номенклатура продукции и услуг, перечень которой ежегодно корректируется. Перечень содержит наименования товаров и услуг и нормативные документы (стандарты Российской Федерации, СССР и другие документы), требованиям которых они должны соответствовать. Поэтому сертификат называется «сертификат соответствия». Водолазная техника в этом перечне отсутствует. Прежде всего, это связано с отсутствием нормативной базы, т.е. государственных стандартов на такую технику. Другим важным моментом является практическое отсутствие испытательных лабораторий для проведения соответствующих сертификационных испытаний. И, наконец, надо помнить, что основной целью сертификации является обеспечение БЕЗОПАСНОСТИ эксплуатации, а также подтверждение показателей качества продукции ЗАЯВЛЕННЫХ ИЗГОТОВИТЕЛЕМ. Строго говоря, в соответствии с законом «О сертификации …» техника может быть безопасна в эксплуатации, но при этом не соответствовать мировому уровню развития аналогичных образцов. Такой подход принят во всем мире, т.к. стандартизировать требования к техническим характеристикам задача неблагодарная, да и при нынешних темпах развития техники, ненужная. Поэтому, повторюсь, в стандартах содержатся, прежде всего, требования к безопасности.
Надо также иметь в виду, что и на Западе не существует каких-либо единых межгосударственных стандартов, устанавливающих требования к водолазной технике. Единственным исключением, пожалуй, является европейский стандарт EN 250, регламентирующий требования к автономному подводному дыхательному аппарату на сжатом воздухе. Остальные регламентирующие документы, такие как Правила норвежского директората, Правила НОРСКЕ ВЕРИТАС и ряда других классификационных обществ не носят повсеместно обязательного характера и распространяются только на отдельные элементы водолазного снаряжения или водолазных комплексов. Соответственно, понятие обязательной сертификации водолазного снаряжения и оборудования за рубежом также отсутствует.
Отрадно отметить, что в нашей стране определенная работа в области сертификации водолазной техники уже началась. В прошлом году Госстандартом РФ создан на базе 40-го государственного НИИ 416 технический комитет «Гипербарическая техника», членом которого являюсь и я. Задача комитета – выработать требования к гипербарической технике водолазной технике с учетом современного уровня ее развития во всем мире для последующей обязательной сертификации. Здесь также надо действовать разумно и осмотрительно, учитывая сложившиеся реалии. Можно создать самые лучшие в мире стандарты и… оставить отечественно потребителя вообще без техники, т.к. реально создать технику, соответствующую этим стандартам не смогут ни у нас, ни за рубежом. Всякая стандартизация палка о двух концах – с одной стороны, она направлена на повышение безопасности и унификацию техники, с другой стороны, создает определенные ограничения ее развитию.

Подход к качеству в фирме «ТЕТИС ПРО» основан на двух принципах. Первый принцип касается отечественной техники. Здесь мы стараемся следовать давно сложившейся, нормативно закрепленной и хорошо зарекомендовавшей себя отечественной практике разработки и постановки изделий на производство. Эта практика предусматривает определенные этапы создания опытных образцов техники и соответствующие этим этапам испытания. Испытания могут быть, в зависимости от вида техники, как лабораторными, так и натурными, т.е. в реальных условиях эксплуатации. Понятно, что от того, насколько полные и всесторонние испытания проводились в процессе создания новой техники, зависит ее качество в смысле соответствия заявленным характеристикам и надежность. Не менее важным является контроль за качеством изготавливаемой техники в процессе ее серийного производства. Все эти процедуры, а также технические требования к образцу изложены в технических условиях (ТУ) – своего рода стандарте предприятия – изготовителя на изделие. Таким образом, любой пользователь может при желании ознакомиться с соответствующими техническими условиями и узнать, как и какие параметры, характеризующие качество изделия, контролируются в процессе производства. На всю технику, изготавливаемую нашим партнером ОАО «КАМПО», разработаны технические условия и в процессе производства осуществляется контроль на соответствие им. Такие же требования мы предъявляем к другому нашему партнеру – инженерному центру «Глубина».
В последние годы в нашей стране принята система качества по Государственному стандарту ГОСТ Р ИСО 9001-96 на основе международного стандарта ИСО-9000 -1. Стандарт устанавливает требования к системе качества предприятия при проектировании, разработке, производстве и обслуживании, необходимые для оценки (сертификации) поставщика. Наличие такого сертификата свидетельствует о том, что на предприятии внедрена система качества на всех стадиях жизненного цикла продукции.
Хочу отметить, что наш основной партнер ОАО «КАМПО» имеет сертификат ГОСТ Р ИСО 9001, что характеризует качество и надежность всей выпускаемой продукции.
Сказанное выше, конечно, не означает, что у нас все безупречно и у пользователей не может возникнуть определенных претензий к поставляемой нами технике. Наша задача в этом смысле не просто работать «на доверии», а разрабатывать и внедрять в производство процедуры, гарантирующие определенный уровень качества изделий и предоставлять нашим клиентам объективную информацию об этом.
В этом принципиальное отличие от распространенного в последнее время метода изготовления техники «на коленке». В общем, не представляет особой сложности в условиях приличного, но непрофильного производства изготовить акваланг или, скажем, водолазную помпу. Так некоторые и делают, обвиняя нас в усложнении проблемы. Но есть большая разница в изготовлении единичных образцов для себя и серийном производстве для массового потребления. Для себя человек волен делать все что угодно, если при этом ясно понимает возможные последствия своих действий (в чем большой вопрос). Отдавая дань талантам отечественных Кулибиных, я все же бы предостерег их от самостоятельного конструирования и изготовления водолазной техники. Надо помнить, что водолазная техника – это техника жизнеобеспечения и последствия ошибок могут быть самыми печальными.
Второй принцип касается импортной техники. Прежде всего, мы стараемся поставлять технику от ведущих мировых производителей профессиональной техники. Но мы не ограничиваемся просто доверием к известным маркам. Мы стараемся установить прямые связи не только на уровне коммерческих специалистов фирм - поставщиков, но, главным образом, с их техническими специалистами, т.е. с теми людьми, кто разрабатывает эту технику, хорошо знает ее устройство, процесс производства, особенности эксплуатации и технического обслуживания. Для этого мы регулярно посещаем практически всех наших поставщиков, знакомимся на месте с процессом разработки, испытаний и производства техники. Это позволяет лучше понять принципы, положенные в основу конструкции и условий применения техники. Много нового и интересного мы смогли узнать у наших партнеров - известных фирм –производителей, таких, как АКВАЛУНГ и КОМЕКС ПРО (Франция), БАУЭР-ПОСЕЙДОН (Германия), ТРЕЛЛЕБОРГ (Швеция), ДАЙВЕКС и ХАЙДРОВИЖН (Великобритания). По мере возможности мы стараемся проводить собственные испытания образцов импортной техники. Так, на базе ОАО «КАМПО» были проведены стендовые испытания регуляторов «АКВАЛУНГ» и получили очень хорошие результаты. Очень важны для нас в этом смысле замечания и пожелания всех тех, кто эксплуатирует эту технику в условиях России.
Большое внимание мы уделяем адаптации импортной техники к российским условиям эксплуатации. Прежде всего, это касается эксплуатационной документации. Мы не просто переводим ее на русский язык, а существенно дополняем сведениями по техническому обслуживанию, необходимым запасным частям и расходным материалам, меняем саму структуру документации, стараясь привести ее к принятой в отечественной практике. Это большая, весьма непростая работа и нам предстоит еще очень много сделать в этом направлении. Другим направлением адаптации является изготовление и установка различных адаптеров и переходников, например, для присоединения кабель - шланговых связок, подключения оборудования к электросети и т.п. Нами проведена определенная работа и в ближайшем будущем мы планируем начать установку некоторых российских комплектующих, таких как приводные электродвигатели, пусковая аппаратура, телефонно-микрофонные гарнитуры и т.п., на импортные изделия.
И, наконец, мы используем огромный опыт, накопленный зарубежными компаниями для разработки новых и совершенствования выпускаемых сегодня образцов отечественной водолазной техники. Наши специалисты прошли обучение у поставщиков, мы оборудовали специальную мастерскую для выполнения технического обслуживания и ремонта, на нашем складе имеются основные расходные материалы и запасные части на поставляемую нами технику и оборудование.
Пару слов хотелось бы сказать о гарантийных сроках. Некоторые понимают гарантийный срок как период, в течение которого техника не будет иметь поломок и считают, что чем больше гарантийный срок, тем надежнее техника. Это не совсем так. Гарантийный срок это не техническая, а коммерческая категория. Другими словами в течение гарантийного срока изготовитель или поставщик обязуются за свой счет устранить возникшие неисправности и не более того. Конечно, при установлении величины гарантийного срока всегда принимается во внимание возможный ресурс изделия и связанные с этим возможные издержки по устранению неисправностей в течение гарантийного срока. При этом, чем больше гарантийный срок, тем больше вероятность отказа изделия и больше вероятность издержек. Это означает, что изготовитель или поставщик возможные издержки закладывает в цену изделия. Хорошим примером в этом смысле является ситуация на автомобильном рынке в Москве. Некоторые фирмы устанавливают трехгодичный гарантийный срок на «Жигули». Понятно, что от этого надежность автомобиля не увеличивается. Просто покупатель должен заплатить за обязательные дополнительные техосмотры и техобслуживание в течение этого гарантийного срока.

Многие профессиональные водолазы упрекают отечественных производителей водолазной техники в высоких ценах. Прежде всего, хотелось бы сказать, что отечественная профессиональная водолазная техника все же заметно дешевле аналогичной импортной. Другое дело, когда речь идет о, как мы говорим, «продукции двойного назначения», т.е. изделиях, применяемых как любителями, так и профессионалами. Это касается, прежде всего, регуляторов, гидрокомбинезонов, жилетов-компенсаторов и т.п.. Такие изделия выпускаются за рубежом сотнями тысяч, что определяет относительно низкую цену на них. Российские же производители, или как их называл господин Авсиевич «доморощенные Кирби-Морганы», выпускают и поставляют на рынок всего десятки - сотни изделий. Известно, что в условиях мелкосерийного производства создать дешевую продукцию практически невозможно.
Кроме того, серьезный подход к качеству, которого мы стараемся придерживаться, требует определенных затрат и этим в значительной степени определяется уровень цен на поставляемую нами технику.
Мы понимаем, что сегодняшние цены на отечественную водолазную технику не всех устраивают. Я уверен, что снижать их, поступаясь качеством, недопустимо. Надеюсь, что общее улучшение экономической ситуации в нашей стране позволит нам существенно увеличить объемы производства и снизить за счет этого цены.

Еще хочется немного сказать про то, как развивается водолазное дело за рубежом. По всем признакам бум добычи нефти на континентальном шельфе прошел. Соответственно, уменьшилась потребность в труде водолазов на морских нефтепромыслах. Другим аспектом является постепенное вытеснение водолазного труда за счет применения подводных телеуправляемых аппаратов. Прогресс за последнее десятилетие в этой области впечатляет. Подводные аппараты сегодня выполняют работы, которые еще недавно казались немыслимыми. В основном это касается работ на больших глубинах, но и на мелководье подводные аппараты постоянно расширяют области своего применения. Все сказанное означает, что рынок водолазных работ за рубежом имеет тенденцию к сокращению. А это, в свою очередь, приводит к оттоку квалифицированных кадров, отсутствию новых разработок. Практически вся современная зарубежная профессиональная водолазная техника была создана в 70 – 80 годах и особых новинок в последнее время не видно.
Должен признаться, что в свое время на волне перестройки и повсеместной критики чего бы то ни было советского мы, как сейчас выясняется, несколько идеализировали западную технику и западную техническую культуру. Без сомнения, технологическое превосходство в большинстве отраслей промышленности позволило западным странам вырваться далеко вперед в технической области. Тем не менее, этот факт не может служить основанием для безоговорочного поклонения и доверия ко всему, что создано за рубежом.
Так, на Западе распространен совершенно другой подход к эксплуатации любой техники, в том числе и водолазной. Пользователю, как правило, предоставляется очень упрощенная инструкция по эксплуатации, содержащая минимум технических характеристик и только самые необходимые сведения по эксплуатации. Раздел технического обслуживания очень примитивен или отсутствует вообще. Более - менее серьезное техническое обслуживание, не говоря уже о ремонте, пользователю проводить не доверяется. Все эти процедуры возлагаются на уполномоченные предприятием – изготовителем сервис – центры. Ничего не говорится о ресурсе изделия, возможных климатических условиях его эксплуатации и т.п. Понятно, что такой подход мало приемлем для наших условий.
Поэтому рекомендую все же не торопиться и по совету упомянутого выше автора покупать «какой-нибудь ДАЙНЕМИКС».

В заключении хотелось бы рассказать об основных задачах фирмы «ТЕТИС ПРО». В последние годы на Западе стало распространенным понятие «миссии» фирмы. Отмечая некоторую пафосность этого определения, тем не менее, считаю, что оно имеет право на существование. Мне более близко понятие стратегии, как генерального направления деятельности на длительную перспективу.
Наша стратегия естественным образом вытекает из объективных реалий, сложившихся в нашей стране. Мы считаем, что наша стратегия – это наиболее полное удовлетворение потребностей всех тех, для кого работа под водой является профессией. Сегодня невозможно просто продавать снаряжение и оборудование. В силу низкой информированности заказчик часто просто не знает, что ему конкретно нужно и наша задача вместе разобраться в стоящей перед ним проблеме и подсказать оптимальный способ ее решения. Для этого необходимо иметь представление о технологиях выполнения всех видов работ под водой, знать действующее законодательство в области безопасности труда, нормирования работ, сертификации и лицензирования.
Основной упор мы делаем на развитие отечественной водолазной техники на базе передового отечественного и зарубежного опыта, информировании всех заинтересованных лиц о том, что есть в России и в мире, какие новинки ожидаются. Стараемся участвовать в различного рода выставках, конференциях и семинарах, посвященных водолазному делу, писать тематические и обзорные статьи. Нами уже опубликована на страницах «ОКТОПУСА-ПРО» серия статей по технической тематике. Специалисты фирмы активно сотрудничают с 40-м Государственным НИИ Министерства Обороны РФ, участвуют в работе 416 технического комитета Госстандарта РФ «Гипербарическая техника», разработке новых «Единых правил безопасности труда на водолазных работах».
Мы благодарим наших клиентов за оказанное нам доверие и надеемся на долговременное плодотворное сотрудничество.


Бирюков Сергей Николаевич,
капитан 1 ранга запаса,
исполнительный директор,
начальник коммерческого отдела фирмы “ТЕТИС ПРО”.

К списку статей...